Кариатиды и атланты / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Кариатиды и атланты

Кариатиды — статуи одетых женщины, использовались вместо колонн, для поддержания антаблемента в античном зодчестве.

Витрувий в трактате посвященном Октавиану Августу рассказывает о происхождении этого элемента:

«Пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями — персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам. И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.»

Витрувий «10 книг об архитектуре» кн.1, гл.1., 5

Канефоры – кариатиды с корзиной плодов или цветов на голове. Это название, по-видимому, произошло от девушек города Кария, которые, на праздниках в честь богини Артемиды, совершали религиозные танцы с корзинами на головах.

Наиболее известный пример – портик Эрехтейона Афинского Акрополя.

Новую популярность кариатиды получили в эпоху Возрождения. В это время они стали изображаться также и полуобнаженными. Также появились подобные мужские фигуры – атланты.