Carlo di Giovanni Rossi
1775—1849 гг.
Россия
Архитектор, мастер архитектурного ансамбля эпохи позднего классицизма

Биография

Родился в в артистической семье. Его мать, итальянская балерина, приехала в Россию, когда будущему архитектору было 10 лет. Первоначальное образование получил в мастерской В. Бренны, участвовал в работах по реконструкции дворцово-паркового комплекса в Павловске и дворцово-паркового комплекса в Гатчине.

В 1795 году поступил в Адмиралтейское ведомство чертежников в чине сержанта, а через год переведен в ведомство по строительству и реконструкции дворцов и правительственных зданий помощником В. Бренны. Участвовал в строительстве комплекса Михайловского замка по проекту Баженова.

В 1802-03 годах совершил поездку во Франции и Италию для совершенствования образования, занимался во Флорентийской академии. По возвращении в 1804 году назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге. В 1806 году получил звание архитектора. Участвовал в составлении альбомов «Образцовых проектов» жилых домов (1809-12). В 1809 году назначен старшим архитектором Кремлевской экспедиции в Москве, занимался реставрацией и строительством зданий в Кремле, преподавал в архитектурной школе. Московские постройки Росси не сохранились.

С 1811 года работал в Твери. В 1814 году вернулся в Петербург, работал главным архитектором Павловска. С 1816 году определен в Комитет для строений и гидравлических работ. С этого момента начался период расцвета творчества Росси. В эти годы архитектор занимался преобразованием центра города.

В 1818 году он приступил к строительству дворцово-паркового комплекса на Елагином острове, законченного в 1822 году. В этом ансамбле уже заложены все те черты, которые определяли характер его творчества.

Следующей грандиозной работой было создание Михайловского дворца (1819-25) и Михайловской площади — сейчас это ансамбль Русского музея. Создавая комплекс дворца, Росси спланировал весь прилегающий район города – от Невского проспекта и до Невы. Возник развитый ансамбль.

При всей четкости и простоте объемного решения черты парадности, монументальности свойственны этому сооружению. Под руководством Росси постепенно сформировался коллектив, состоявший из помощников зодчего, инженеров-строителей, живописцев-декораторов, скульпторов, мраморщиков, мебельщиков и паркетчиков. Это позволяло быстро и слаженно разворачивать крупные градостроительные работы.

В 1819-29 годах Росси возвел ансамбль Главного штаба, смело решив трудную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь. Еще одной грандиозной планировочной работой Росси было создание Александринского театра. Черты триумфальной приподнятости характерны и для этой постройки зодчего. Сам театр являлся лучшим в Европе того времени по композиционному решению и декоративной отделке. Объемное решение здания отличается собранностью и лаконизмом. На фасадах применен большой ордер. Театр был целиком выстроен из несгораемых материалов.

Росси в 1929 завершил формирование Сенатской площади, создав здания Сената и Синода.

Участвовал в разработке ззаконодательного документа «Проект каменных и деревянных строений в Петербурге», утвержденного в 1830 году.

Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объемно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений, петербургские ансамбли Росси представляют вершину градостроительного искусства. Градостроительные ансамбли Росси явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.

«Именем Карла Росси завершается целая эпоха в русской архитектуре. Карл Росси создал такие произведения, которых не знала ни Европа, ни Америка начала XIX века. В то время, когда архитектура на Западе переживала долгий и глубокий кризис, Росси осуществил в России ансамбли, вызвавшие восторг и снискавшие мировую славу» М. Тарановская.

Постройки

Название Место Время Подробности
Деревянный театр Москва, Арбатская площадь 1806 погиб в пожаре 1812 года
Екатерининская церковь в Кремле Москва 1808 не сохранилась
Перестройка Путевого дворца Екатерины II в Твери Тверь 1809
Реконструкция Аничкова дворца Санкт-Петербург 1816
Павильоны и библиотека  Павловского дворца Павловск 1815—1822
Елагин дворец, оранжерея , павильоны Санкт-Петербург 1816—1818 перестроил здание, возведенное Кваренги
Михайловский дворец с парком и площадью Санкт-Петербург 1819—1825
Дворцовая площадь с Главным Штабом и триумфальной аркой Санкт-Петербург 1819—1829
Сенатская площадь с Синодом и Сенатом Санкт-Петербург 1829—1834
Александринская площадь с Александринским театом, новым корпусом Императорской публичной библиотеки и двумя корпусами (улица Росси) Санкт-Петербург 1827—1832
Колокольня Юрьева монастыря 5 км от Великого Новгорода 1841