Архитектор Виолле-ле-Дюк, фотография

Eugene Viollet-le-Duc
1814 — 1879 гг.
Франция
Архитектор, истории и теоретик архитектуры, основоположник готического возрождения

Биография

«Архитектурное сооружение должно отвечать своему предназначению и соответствовать метода и строительства… Чисто художественные вопросы симметрии и формы второстепенны по отношению к этим главным принципам».

Обучался в мастерской известного парижского архитектора Ахилла Леклерка (1836-38). Образование углубил, путешествуя по Италии и Франции в течении 4 лет и изучая памятники архитектуры, преимущественно романские и готические. Выставка зарисовок с памятников, сделанных во время путешествий, привлекал внимание к молодому архитектору. Ему было заказано составление перечня памятников искусству и памятникам (1834) по поручению главного инспектора исторических памятников Франции – Проспере Мериме. Виолле-ле-Дюк постоянно дополнял этот список.

Позже архитектор занялся реставрацией памятников архитектуры. Теория реставрации была заложена Виолле-ле-Дюком в серии его теоретических работ. Его реставрационные работы исходили из воссоздания первоначального (на момент строительства) облика здания. Основываясь на этом утверждении, восстанавливал утраченные детали. Наиболее известны его работы по реставрации собора Нотр-Дам в Париже и собора в Амьене, замка Пьерфон (1857) и замка Каркассон.

Огромное количество материала, накопленное архитектором во время этих работ, легло в основу его исторических трудов. Эти труды по истории архитектуры сыграли выдающуюся роль в становлении историзма и в пересмотре отношения к готике. В них Виолле-ле-Дюк стремился выявить общие закономерности архитектуры, своеобразие национальных школ, природу средневекового искусства, пытался обосновать роль конструкции как формирующей силы в искусстве строить, которую он играл в готике.

Два тома «Бесед об архитектуре» Виолле-ле-Дюка явились следствием попыток добиться реформы в архитектурном образовании. Ответственные поручения по реставрации средневековых памятников Франции позволили ему привлечь молодежь на стройку, где и проходило обучение. В 1846 году назначен архитектором собора Сен-Дени (до 1857). В 1853 – генеральный инспектор епархиальных монументов.

Разработанная Виолле-ле-Дюком теория реставрации оказал самое непосредственное влияние на развитие мировой реставрационной практики.

Постройки

Название Место Время Подробности
Аббатство св. Марии Магдалины в Везле Везле, Франция с 1840 реставрация
Коллегиальная церковь Богоматери в Семюр-ан-Осуа Семю́р-ан-Осуа́, Франция
1841—1865 реставрация с совместно с Жаном-Батистом Лассю
Аббатство Сен-Дени Париж, Франция 1846—1879 реставрация
Часовня Сент-Шапель Париж, Франция c 1840 реставрация, совместно с Феликс Луи Жак Дюбан и Лассю
Замок Каркассон Каркассон, Франция с  1844 реставрация, Cité de Carcassonne
Собор Парижской Богоматери Париж, Франция 1845-1864 реставрация с совместно с Жаном-Батистом Лассю
Амьенский собор Амьен, Франция 1850—1859 реставрация
Церковь Сен-Жимер Каркассон, Франция 1854-1859 самостоятельный проект
Замок де Куси Франция 1856—1866 реставрация
Замок Пьерфон Франция 1858-1870 реставрация
Замок Венсен Франция реставрация
Реймский собор Реймс, Франция 1861-1873 реставрация
Церковь Сен-Айян-сюр-Толон Франция 1861-1865 самостоятельный проект
Памятник Наполеону и его братьям в Аяччо Аяччо, Корсика, Франция 1862-1865 самостоятельный проект
Церковь Сен-Дени в Д’Эстре Франция 1864-1866 самостоятельный проект