Поиск чертежей:
.ya-page_js_yes .ya-site-form_inited_no { display: none; }
КАРТОТЕКА – поиск по критериям

Словарь архитектурных терминов

А Б В Г Д И З К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Э

А

Абака
– плита над основной частью капители, поддерживающая антаблемент, осуществляет визуальное слияние горизонтальной и вертикальной плоскостей, перекрытия и стреженя колонны.
Аканф (то же, что и акант)
– декоративный лепной элемент в виде листа средиземноморского растения аканфа с зубчатым рванным краем, применяется в коринфской и композитной капители, а также в рельефах фриза.
Акведук
– водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком в более узком значении – часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами. Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути. .
Ант
– 2-а пилястра, оформляющие главный проем в целле античных храмов; позднее – любая колонна, выступающая из плоскости стены.
Антаблемент
– верхняя горизонтальная часть ордера. Состоит из (сверху вниз) карниза, фриза и архитрава.
Архитрав (эпистиль)
– архитектурная деталь, часть ордера, нижняя из трех элементов горизонтально расположенного антаблемента, балка, непосредственно опирающаяся на капители колонн. Над архитравом располагаются фриз и карниз.
Асклепион (асклепий)
– древнегреческий храм бога врачевания Асклепия и комплекс медицинских сооружений и жилых помещений для пациентов вокруг него, аналог современных санаториев. Самый известный в асклепион Эпидавре.
Астрагал (тоже, что и валик)
– малый профиль полукругло-выпуклый или очерченный другой подобной кривой.

Б

База
– невысокое основание колонны, пилястры, или столба.
Базилика
– тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (лат. navis – корабль), разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos – свод, арка), покрытой полукуполом. Входом в базилику служит поперечный объем – нартекс (от гр. «ларчик», «шкатулка») – притвор, входное помещение, примыкающее обычно к западной стороне христианских храмов, реже к 3 сторонам храма.
Барабан
– цилиндрический элемент, на барабан опираются купола, из мраморных барабанов, поставленных друг на друга, возведены античные колонны.
Бустрофедон
– система чтения по серпантину, снизу слева направо, а затем справа налево до самого верха.

В

Вал
– профиль, очерченный полуокружностью; в плане – всегда круг.
Валик (то же, что и астрагал)
– малый профиль полукругло-выпуклый или очерченный другой подобной кривой.
Волюта
– декоративный элемент в виде спирали, переходящий в линию малой кривизны. Используется в капителях коринфского и композитного ордеров.
Выкружка
– облом с вогнутой кривой, применяется для соединения других обломов.

Г

Гусек
– волнообразный облом с вогнутой верхней частью и выпуклой нижней.

Д

Дентикулы (зубчики)
– ряд небольших прямоугольных кронштейнов, поддерживающих карниз или скат фронтона.
Диптер
(др.греч. «двукрылый») — тип античного храма, который со всех сторон окружен двойным рядом колонн, чаще всего ионических.

З

Замок (то же, что и замочный камень свода)
– клинчатый камень на вершине арки или имитирующий его декоративный элемент посредине проема.
Зубчики (дентикулы) (то же, что и замочный камень свода)
– ряд небольших прямоугольных кронштейнов, поддерживающих карниз или скат фронтона

И

Импост
– профилированная вставка между пятой арки, свода и ее опорой – колонной, столбом, пилоном.
Интерколумний
– промежуток между осями соседних колонн, измеряется в модулях (радиус колонны у основания). Согласно Витрувию, существуют следующие варианты

  • Евстиль — 4 и 1/2 модуля (Витрувий считал этот варинат наиболее предпочтительным);
  • Пикностиль — 3 модуля;
  • Систиль — 4 модуля;
  • Диастиль — 6 модулей;
  • Ареостиль — 8 или больше модулей, которые требуют деревянного архитрава вместо каменного;
  • Ареосистиль — промежуточный между ареостилем и систилем.
Ионика
– характерный для ионического стиля элемент орнамента с равномерным размещением вертикальных эллипсоидов в обрамлениях.

К

Каблучок
– волнообразный облом, верхняя часть которого выпуклая, нижняя – вогнутая.
Канефоры
– кариатиды с корзиной плодов или цветов на голове. Это название, по-видимому, произошло от девушек города Кария, которые, на праздниках в честь богини Артемиды, совершали религиозные танцы с корзинами на головах.
Каннелюры
–  вертикальный желоб на стволе  колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера. Все классические ордера, кроме тосканского, имеют каннелюры. Колонна дорического ордера может иметь до 20 каннелюр, имеющих в плане форму 1/3 окружности и разделённые углом; в ионическом ордере — 24 канелюры, имеющие форму полукруга и разделённые полоской, в ширину имеющей треть диаметра полукруга. Пилястры впервые каннелировал Отто Вагнер.
Капитель
– верхняя часть колонны.
– граненый или резной камень, помещенный на вершине колонны. Его расширенная форма позволяет нести на себе пяту свода арки.
Кариатиды
— статуи женщины, использовались вместо колонн, для поддержания антаблемента. Появились в античности. Витрувий в «10 книг об архитектуре» кн.1, гл.1., 5 так поясняет происхождение этого элемента: кариатиды изображают плененных знатных женщин города Кария, который был разграблен греками в наказание за то, что этот полис заключил предательский союз с персами. Ренессансные зодчие часто изображали кариатид полуобнаженными.
Карниз
– верхняя часть антаблемента и / или всего здания, отводит дождевые воды от стены и зрительно отделяет верхний край здания от неба.
Кафоликон или католикон
–  в современной Греции — главный (соборный) храм монастыря. Часто в монастырях существует несколько маленьких храмов, дополняющих кафоликон. Кафоликон обычно посвящается святому покровителю монастыря. В поздней античности термином кафоликон обозначалось основное помещение храма, то же, что наос, у римлян — целла. В поздневизантийский период это слово означало кафедральный храма епархии, т.е.  то же, что собор.
Кессон
-  обычно квадратное углубление в поверхности перекрытия (потолке, арке, своде, куполе и т.п.). Возник в деревянной архитектуре, когда при перекрещивании балок продольного и поперечного перекрытия образовывались пустоты. Позднее эти пространства стали декорировать. Со времен Древнего Рима также используются для облегчения веса перекрытия больших пролетов.
Креповка (раскреповка)
– Небольшой выступ стены, антаблемента, карниза.
Консоль
– выступающая из стены опора, бывает в форме волюты.
Контрфорс
– вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном.
Крепида (то же, что и стереобат)
— ступенчатый цоколь древнегреческого храма. Обычно состоял из 3-х ступеней.
Кронштейн
— консольная опорная деталь или конструкция для крепления на вертикальной плоскости выступающих элементов (например, козырьков или балконов).
Курватура
– незначительное отклонение от геометрической прямолинейности очертаний отдельных частей здания (стилобата, антаблемента). Курватура применялась античными зодчими для смягчения геометрической сухости линий, а также для исправления оптических искажений архитектурных форм при рассмотрении их в ракурсе.

Л

Листель (чимбия)
— в архитектуре и декоративном искусстве — обрамление, ободок, поясок, валик, кант.

М

Машикули
– навесные бойницы в верхней части крепостных стен и башен для обстрела врага штурмующих замок.
Метоп
– близкие к квадрату декоративные элементы дорического фриза, чередующиеся с триглифами.
Модуль (сокращенно – м.)
– относительная единица измерения, используемая при построении ордера, равна радиусу колонны.
Модульон (тоже, что и модильон)
– своеобразный кронштейн, поддерживающий выносную плиту карниза.
Мулюры (тоже, что и обломы)
– это простейшие составляющие профилей модуля.

Н

Наос (то же, что и целла)
– центральня часть греческого храма со скульптурой божества.

О

Обломы (то же, что и мулюры)
– простейшие кривые, из которых состоят профили ордера.
Ордер
– сложившая в какой-либо традиции (египетской, греческой, римской) система соподчиненных форм несущей стоечно-балочной конструкции, пропорции которой не строго регламентированы.

П

Палладианизм или Палладиева архитектура
— ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580). В основе стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима.
Парта (сокращенно – п.)
– относительная единица измерения, используемая при построении ордера. Для получения парты тосканский и дорический модуль делятся на 12 частей, коринфский, ионический и композитный – на 18 частей.
Периптер
– основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики. Периптер – прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой. Внутри периптер обычно состоял из пронаоса и наоса, позади наоса часто устраивалось закрытое помещение – опистодом (храм Деметры в Пестуме, Парфенон). Внешние формы периптера часто использовались в архитектуре классицизма.
Пилястра
– вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель чаще всего коринфского ордера. Визуально заменяет колонну. Может быть плоским или иметь каннелюры.
Плинт (тоже, что и цоколь)
– подножие сооружение. В классической традиции – выступающее, в современной может быть западающим.
Полочка
– очень малый плоский пояс.
Портик
– выступающая от стены композиция на фасаде здания, образованная колоннами или пилястрами, несущими перекрытие, обычно оформляет вход.
Псевдодиптер
– тип древнегреческого храма, впервые применен в храме Артемиды в Магнесии архитектором Гермогеном. Термин означает, что внутренние колонны диптера отсутствую, хотя место для них оставлено, двойные ряды колон имеются только у поперечных фасадов. Впоследствии это структура была заимствована римлянами и широко ими применялась
Пята арки
– нижний уровень в изгибе арки или свода.

Р

Рака
– ковчег, большой сундук или витрина, где хранится одна или несколько реликвий святых.
Распорки
– маленькие сквозные арки, соединяющие колонны и несущие центральный свод с боковыми стенами.
Реликвии
– останки святых или их вещи.
Розетка, розетта (в переводе с французского – “розочка”)
— круглый элемент декора в виде цветка или нескольких листьев, симметрично расходящихся из центра.

С

Софит
– нижней видимой поверхности архитектурной детали
Скоция
– профиль в виде «С», обычно расположен между двумя полочками.
Слезник (то же, что и капельник)
– выступающая плита венчающего карниза здания, на нижней поверхности – желобок для стока дождевой воды.
Слепая аркатура
– архитектурный орнамент, состоящий из совокупности небольших арок, изрезанных у стены, и поэтому называемых слепыми.
Ставкирка
– (нюнорск: stavkyrkje), преобладающий тип деревянных мачтовых каркасных церквей в средневековой Скандинавии  (например ставкирка в Боргунде, ставкирка в Уриесе)
Стрельчатая арка
– вертикальное деление витража.
Стереобат (то же, что и крепида)
— ступенчатый цоколь древнегреческого храма. Обычно состоял из 3-х ступеней.
Стилобат
— верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата.

Т

Тимпан
— внутреннее скульптурное, мозаичное или живописное заполнение фронтона, закомары или щипца. Треугольное, полуциркульное, сегментное или любое другое, в зависимости от родительского элемента.
Толос
– круглое в плане, окруженное колоннадой древнегреческого сооружение со святилищем и коническим перекрытием, гробница или храм.
Травея (англ. – bay)
– структурная секция внутреннего пространства нефа в некоторых христианских храмах. Травеи в основном свойственны храмам, построенным в готическом стиле (в которых система травей формирует большую часть внутреннего пространства); также встречаются в храмах, построенных в романском стиле. Как правило имеет прямоугольную форму, ограниченную четырьмя (шестью) устоями, на которые опираются пяты арок, таким образом нервюры крестовых или стрельчатых сводов оказываются параллельными, что придаёт подобной планировке (называемой “связанной системой”) свода большую прочность. В романских базиликах на одну травею главного нефа приходится по две малых травеи боковых нефов, которые при этом существенно ниже и уже. В готическом же стиле все травеи обычно имеют одинаковую высоту и на одну травею главного нефа приходится не две, а одна травея боковых
Триглифа или триглиф
– чередующиеся с метопами декоративные элементы дорического фриза, прямоугольные с двумя вертикальными желобками треугольного сечения.

У

Угловой камень
– треугольная плоскость в углу свода

Ф

Фриз
– в ордере средняя часть антаблемента (перекрытия колонн). В дорическом ордере содержит чередующиеся триглифы и метопы, в ионическом и коринфском – это непрерывная полоса рельефа. В широком смысле – просто вытянутая декоративная полоса.
Фронтон
– верхнюю часть переднего фасада здания, образуемую горизонтальным карнизом и двумя наклонными карнизами, или гейсонами, кровли.

Ц

Целла (то же, что и наос)
– центральня часть греческого храма со скульптурой божества.
Цоколь (тоже, что и плинт)
– подножие сооружение. В классической традиции – выступающее, в современной может быть западающим.

Ч

Чатья
скальное сооружние со сводчатым перекрытием на продолговатым в плане помещением и огромным световым подковообразным проемом.
Четвертной вал
– облом очерченный четвертью окружности или иной подобной кривой.
Чимбия (листель )
— в архитектуре и декоративном искусстве — обрамление, ободок, поясок, валик, кант.

Э

Энтазис
– плавное дугообразное утонение ствола колонны, расположенное обычно на ¹/₃ ее высоты. Применение Э. создает впечатление напряженности колонны и устраняет оптическую иллюзию вогнутости её ствола.