Поиск чертежей:
.ya-page_js_yes .ya-site-form_inited_no { display: none; }
КАРТОТЕКА – поиск по критериям

О расположении комнат и остальных помещений

Глава II.

Из сочинения Андреа Палладио

«Четыре книги об архитектуре», вторая книга

ДОМА должны быть удобными для семейной жизни, без чего постройка будет достойна величайшего порицания и весьма далека от того, чтобы заслужить чье-либо одобрение. Поэтому нужно сугубо заботиться не только о главных частях постройки,—лоджиях, залах, дворах, парадных комнатах, лестницах, просторных, светлых и легких для подъема, — но и о том, чтобы и самые малые и невзрачные части были удобно расположены для обслуживания главных и более значительных, ибо, как в человеческом теле некоторые части благородны и прекрасны, а другие скорее неблагородны и некрасивы, и все же мы видим, что первые сильно нуждаются во вторых и не могли бы без них обходиться, так и в постройках некоторые части должны быть более значительными и почетными, а другие менее нарядными, без которых, однако, первые не могли бы оставаться самостоятельными и тем самым отчасти лишились бы своего достоинства и красоты.

Но, подобно тому, как Всевышний расположил части нашего тела таким образом, что более прекрасные помещены более на виду, а менее благородные в местах скрытых, так и мы должны поступать при постройке, помещая главные и значительные части в местах приметных, а менее красивые — в местах, возможно более скрытых от наших глаз, ибо в них будет сосредоточено все некрасивое, что есть в доме, и все то, что может загромоздить или даже обезобразить самые красивые части дома. Поэтому я одобряю, когда в нижней части постройки, которую я делаю почти под землей, размещают погреб, дровяной склад, кладовые, кухни, столовые для служащих, прачечную, пекарню и тому подобное, что необходимо для хозяйства.

Из этого мы извлекаем двойное удобство: первое—что верхний этаж остается совершенно свободным, и второе, не менее важное, — что этот этаж делается здоровым для жизни, поскольку пол его удален от сырости земли; кроме того, так как он выше расположен, его вид и вид из него красивее. Далее надобно следить за тем, чтобы в остальной части постройки были комнаты большие, средние и малые, одна рядом с другой, взаимно обслуживающие друг друга. Малые комнаты имеют антресоли, куда складываются пюпитры или книжные полки, сбруя и другие принадлежности, которыми мы ежедневно пользуемся и которые неудобно держать в комнатах, где спишь, ешь или принимаешь гостей.

Нужно также считать удобным, когда комнаты, предназначенные для лета, велики и
просторны и обращены на север, а предназначенные для зимы — обращены на юг и запад и скорее меньших размеров, чем первые, ибо летом мы ищем тени и ветра, а зимой солнца, и, кроме того, небольшие комнаты нагреваются легче, чем большие. Комнаты же, которые нужны осенью или весной, должны быть обращены на восток, на сад и на зелень. На эту же сторону помещают рабочий кабинет и библиотеку, так как ими больше всего пользуются утром. Но комнаты как большие, так и средние и малые, должны быть расположены таким образом, чтобы (как я сказал выше) одна часть здания соответствовала другой, и чтобы таким образом все тело постройки имело определенную согласованность частей, что придает целому красоту и изящество.

Но так как в городах почти всегда или стены соседей или улицы и площади предписывают определенные границы, за пределы которых архитектор не может распространяться, то приходится применяться к местоположению; в этом ему помогут (если я не ошибаюсь) планы и фасады, которые помещены ниже и которые также послужат примерами того, о чем я говорил в прошлой книге.

Оглавление:

  1. О соблюдении того, что приличествует частным домам и отвечает их назначению
  2. О расположении комнат и остальных помещений
  3. Об изображениях городских домов
  4. О тосканском атриуме
  5. О четырехколонном атриуме
  6. О коринфском атриуме
  7. О крытом атриуме и о частных домах древних римлян
  8. О четырех колонных залах
  9. О коринфских залах
  10. О египетских залах
  11. О частных домах древних греков
  12. О выборе места для постройки виллы
  13. О размещении строений в вилле
  14. Рисунки вилл некоторых знатных венецианцев
  15. О рисунках, изображающих виллы некоторых знатных особ на материке
  16. О виллах древних
  17. О некоторых композициях в зависимости от различных участков