Поиск чертежей:
.ya-page_js_yes .ya-site-form_inited_no { display: none; }
КАРТОТЕКА – поиск по критериям

Архитектурная отмывка – танцуют все!

Всем, поступившим в архитектурные ВУЗы, надо четко понимать существующие положение вещей, чтобы временами не чувствовать себя выпавшими из реальности муми-тролями. Мой приход случился на первом же занятии, когда нас посадили от руки рисовать прямые, параллельные друг другу линии. Ага, как в первом классе в прописях. Я тогда впечатлилась тем, что сотня не самых глупых юношей и девушек, год своей жизни потративших на серьезнейшую подготовку для поступления в высшее учебное заведении, прошедших большой конкурс, занимаются в итоге вот этим самым…

Итак, первые два года вас будут учить двум вещам — чертить и клеить макеты. ВСЕ! То есть ремеслу, с помощью которого предположительно Вы сможете излагать свои мысли по поводу преобразования пространства другим людям.

Была еще одна цель у этого странного предмета «Введение в архитектурное проектирование». Раскрепостить пространственную фантазию студентов и научить работать с полу абстрактной пока еще формой. Цель более чем достойная и правильная, но она утеряна за годы существования устоявшегося академического курса, который не менялся уже очень-очень давно. (Если при слове «клаузура», изначальный смысл которой «а теперь давайте смело пофантазируем на тему и быстро, никого не стесняясь, набросаем, что мы об этом думаем», Вы не вздрагиваете, поздравляю, Вам очень повезло с преподавателем, который еще помнит и понимает, где и зачем он находится).

А теперь наберемся храбрости и произнесем в слух этот ужасный секрет: объективное состояние современных технологий таково, что умения красиво чертить (именно красиво, то есть аккуратно и презентационно) и в меньшей степенью макетировать уже давно не нужны практикующим архитекторам.

Речь не идет о ручном черчении как таковом, нужность которого никто не оспаривает, речь идет о презентационной роли этого навыка. Его давно заменили программы для трехмерного моделирования и визуализации, которые справляются с этим не в пример лучше, экономя массу сил и рабочего времени. А макеты, как всем известно, уже во время диплома большинство предпочитают заказывать у специальных людей.

Вопрос. Зачем тогда уйму времени студенты архитектурных вузов тратят на обучение навыкам, которые никогда им не понадобятся?

Вот, что делали в XVIII-XIX вв.

Если еще можно понять черчение архитектурных ордеров (наследие, стройная система, где функция и форма слились в творческом экстазе, к которому все мы должны стремится и т.п.). То зачем нужна отмывка? Техника, безусловно, достойная. Род искусства, до появления импрессионистов, чуть ли не единственный способ применение акварели, который всего лишь служил для того, чтобы придать чертежу объем и продемонстрировать, как изображаемый объект, будет выглядеть воплоти. Незаменимая когда-то технология, но давно устаревшая, как вышивание гладью.

В общем и целом — отмывка, это на самом деле академический рудимент, ритуальная пляска, единственной функцией которой является жертвоприношение в виде немалого куска учебного времени в знак респекта преподавателям, в эпоху которых компьютерные технологии еще не были общедоступны. А по чесноку — «дедовщина». «Мы мучились, и вы помучайтесь. А вот у нас компьютеров не было!» Скажу больше, ей еще и не учат должным образом, потому что, как и с любым другим ремеслом, практические навыки его можно получить только непосредственно от мастера, если он конечно захочет ими поделиться. Отгадайте, какой процент преподавательского состава, прошедший эту систему, умеет отмывать…, а какой из этих немногих хочет поделиться?

Так умели еще в 50-ые годы прошлого века

В итоге неплохо курсовые работы по отмывке выходят только у очень аккуратных флегматиков, которым темперамент позволяет никуда не спешить и безопасно для психического здоровья загубить пару подрамников, пока не выйдет, либо у потомственных архитекторов, кому родители дома все фамильные приемы покажут по большому секрету. Остальные чувствуют себя средних размеров парнокопытными с загнутыми назад рогами, недостойными почетного звания «будущее архитектуры».
А те, кто пытается подойти к заданию творчески, и в вовсе получают по этим самым рогам. В мое время никого не порадовала отмывка Преображенской церкви, выполненная теплым чайным цветом на фоте огромной стилизованной под древнерусский надписью «Кижи», а другая работа, где вокруг вполне академически выполненной церкви была изображена роскошная орнаментальная рамка, и вовсе была отправлена на переделку. Выигрывают только скучные работы, правильные и сухие, вызывающие желание присесть рядом и завыть во всю глотку.

Максимум, на что способны сейчас

В общем, система по подавлению творческого начала под прикрытием традиций работает, но не на студентов, а на саму себя. И сам процесс выполнение не вызывает положительных эмоций. Потому что, это как ребенок, которого непонятно зачем рожаем, и родовые муки в сто раз сильнее, ибо во имя чего тужимся, не понятно.

Подобное положение дел, при котором в архитектурных ВУЗах студенты все еще занимаются отмывкой, озадачивает меня только тем, что при этом вытачивание макетов из дерева заменено таки революционным способом — макетированием из бумаги.

Так что, друзья мои, если отмывка вам еще предстоит, мужайтесь. Это нужно просто пережить любым доступным для вашей совести способом. И даже если вы просто найдете кого-то, кто сделает это за Вас, поверьте — Вселенная не заплачет.

Но если вы настроены, как истинный самурай, сделать все сами, вот несколько советов из старого учебника по техники отмывки, которые, возможно, вам пригодятся (по крайней мере, в свое время мне бы они совсем не помешали):

Как делать архитектурную отмывку:

А также: