Антонио да Сангалло Младший, портрет

Антонио да Сангалло Младший, Antonio da Sangallo the Younger (англ.), Antonio da Sangallo il Giovane (ит.)
1483—1546 гг.
Италия

Биография

Антонио да Сангалло Младший, настоящее имя — Антонио Кордиани (1483–1546), итальянский зодчий эпохи Возрождения, родился в знаменитой семье архитекторов Сангалло, объединявшей представителей семей Джамберти и Кордиани.

Родился во Флоренции. Племянник архитекторов Джулиано да Сангалло и Антонио да Сангалло Старшего. До 20 лет делал художественную мебель. К архитектуре обратился под влиянием дяди — архитектора Джулиано да Сангалло. В 1503 Джулиано взял его с собой в Рим, где Антонио начал работать в обширном штате Браманте сначала как мастер дереву, а потом как чертежник на строительстве собора Святого Петра и Двора Ватиканского Бельведера, что наряду с изучением древних сооружений Рима стало для него школой архитектурного мастерства. С тех пор и до конца своей жизни он был связан с Римом, работая в основном над крупными официальными заказами.

С 1510 года находился на службе у кардинала Алессандро Фарнезе, для которого выполнил проект дворца, значительно расширенный после его избрания на папский престол под именем Павла III.

При Павле III Антонио стал главным экспертом по оборонительным сооружениям, а после смерти Браманте — помощником Рафаэля на строительстве собора Св. Петра в Риме. В 1517–18 помогал ему в работе над виллой Мадама. После смерти Рафаэля, в 1520, возглавил строительство собора Св. Петра, сначала вместе с Б. Перуцци, а затем единолично. Им был создан новый проект собора, который не был осуществлен: после смерти архитектора он был забыт в пользу проекта Микеланджело.

Утвердившись в качестве независимо практикующего архитектора, Антонио создал свой штат сотрудников, состоявший в основном из членов семьи Сангалло. Деятельность мастерской Сангалло отличалась интенсивностью и размахом. Антонио, как и его дяди, активно работал над оборонительными сооружениями: возводил и реконструировал укрепления в Каподимонте, Флоренции, Анконе и Риме. В области фортификации ему принадлежит ряд новых практических решений.

В своей практике исходил из принципов, унаследованных от старшего поколения архитекторов Сангалло, развивая их применительно к задачам новой архитектуры Рима. Реминисценции почерка Дж. да Сангалло можно обнаружить в проектах церквей Санта-Мария ди Лорето и Санто Спирито ин Сассиа в Риме. Так, последняя по своему плану аналогична церкви СанГалло, выстроенной Джулиано да Сангалло во Флоренции в 1488 (разрушена).

Позже Антонио активно обращается к античным архитектурным формам. В оформлении торцевой части Папского монетного двора (Zecca) в Риме архитектор использует мотив римской триумфальной арки, растягивает ордер на два этажа, создает монументальную композицию. Монументальность римского стиля высокого Возрождения нашла свое отражение и в палаццо Фарнезе. По общей композиции здание относится к типу трехэтажного флорентийского палаццо, однако отсутствие торговых лавок в первом этаже, ясно выделенная ось, мощная тосканская колоннада, поддерживающая цилиндрический свод главного вестибюля, превращают здание в парадный и одновременно суровый и величественный дворец, образец парадного официального дворца. Аркада двора (второй этаж, по-видимому, как и первый, открывался во двор аркадой) напоминает аркаду двора палаццо ди Венециа, но имеет более строгие пропорции.

Монументальность, свойственная лучшим римским постройкам архитектора, нарушается в проекте собора Св. Петра. Как первоначально Браманте, а позже Перуцци, Антонио да Сангалло Младший выбирает центрический план. Он акцентирует полукружья рукавов креста, усиливает подкупольные столбы, расширяет нартекс и ограничивает фасад двумя высокими башнями. Несколько ярусов ордера, множественность объемов при внушительных размерах сооружения приводят к дробности, нарушают впечатление целого.

Антонио да Сангалло Младший вышел из традиционной среды мастеров резьбы по дереву, и деятельность его отличалась сугубо практической направленностью. Однако, как и все архитекторы-художники первой половины XVI века, он великолепно владел архитектурным рисунком.

Работа мастерской Сангалло имела большое значение для развития ренессансной архитектурной практики. В его работах нашла свое завершение стилистика римского высокого Возрождения. Как активно строящий архитектор, он способствовал широкому утверждению архитектуры, которая своими формами, монументальным строем, величием уподоблялась архитектуре древних.

Постройки

Название Место Время Подробности
Базилика Санта-Каза Лорето, Марке (Италия) после 1507 Basilica della Santa Casa
Церкви Санта-Мария-ди-Лорето в Риме Рим (Италия) 1509-1585 Chiesa di Santa Maria di Loreto
Палаццо Фарнезе в Риме Рим (Италия) 1514-1589 гг. Palazzo Farnese. Заказчик – Алессандро Фарнезе (папа Павел III)
Палаццо Бальдассини Рим (Италия) 1516-1519 Palazzo Baldassini
Вилла Мадама в Риме Рим (Италия) с 1517 Villa Madama. В соавторстве с Рафаэлем Санти
Основание Виллы Фарнезе (замок Капрарола) Капрарола, в Лацио, в 50 км к северо-западу от Рима (Италия) 1520-е Строительство замка – 1559 -1573 гг. Дж. да Виньола,
Собор святого Петра в Риме Рим (Италия) с 1520 После сметри Рафаэля возглавил стоительство, сделал свой проект, но он не был реализован
Старая крепость в Ливорно Ливорно (Италия) 1521-1534 Fortezza Vecchia di Livorno. Заказчик – Алессандро де Медичи
Сан-Джованни-деи-Фиорентини в Риме Рим (Италия) 1523-1724 San Giovanni dei Fiorentini. Заканчивали другие архитекторы.
Палаццо Линотта Рим (Италия) до 1524 г. Авторство точно не установлено, возможно проект Б. Перуцци
Колодец святого Патрика Орвието, Умбрия (Италия) 1527-1537 Pozzo di San Patrizio. Заказчик – папа Климент VII
Фортеция да Бассо Флоренция (Италия) с 1534 г.
Капелла Паулины в Апостольком дворце Ватикана Ватикан (Ватикан) 1537-1540 Cappella Paolina
Sala Regia в Апостольком дворце Ватикана Ватикан (Ватикан) 1540-1573 Заказчик – папа Павел III
Паллацо Сэккети Рим (Италия) 1543
Осушение долины Риети (Италия) Заказчик – папа Павел III