Жюль Ардуэн-Мансар
Jules Hardouin-Mansart
1646-1708 гг.
Франция

Биография

Выдающийся французский архитектор и градостроитель, представитель классицизма.

Родился в Париже в семье зодчих. Внучатый племянник и ученик одного из самых выдающихся архитекторов Франции — Ф. Мансара, довольно рано начал работать в мастерской деда. В 1668 Ардуэн добивается разрешения присоединить к своей фамилии фамилию Мансар.

Одно из первых произведений зодчего — замок Долины в Сен-Жермен, ставший предшественником вскоре вошедших в моду так называемых «домов в длину», — принесло ему успех, и архитектора пригласили для строительства дворца Кланьи для герцогини Монтеспан (1674). В основу композиции был положен принцип, развитый зодчим в ансамбле Версаля: к основному объему дворца пристраиваются две галереи, выходящие в парк.

В 1675 назначен архитектором Людовика XIV, на службе у которого состоял до конца своей жизни. В том же году становится членом Академии архитектуры.

В 1676 в возрасте 30 лет был привлечен к строительству Солдатской церкви Дома инвалидов. Предложил оригинальный проект, воспользовавшись эскизами своего деда Ф. Мансара, которые тот выполнил для капеллы Бурбонов в Сен-Дени. Работы продолжались до 1706. Собор инвалидов стал крупнейшим церковным сооружением французской столицы того времени. Эта работа принесла ему известность.

С 1678 зодчий был привлечен к работам над строительством версальского ансамбля. Ардуэн-Мансар внес огромный вклад в формирование ансамбля в его сегодняшнем виде. Он руководил строительными работами вплоть до своей смерти.

Существовавшая постройка, расширенная Л. Лево, не решала задачу, поставленную королем, — создать дворец, который смог бы вместить весь королевский двор, сохранив при этом все предшествующие постройки. По его проекту в 70-е годы дворец был сильно увеличен. Справа и слева от основного сооружения с некоторым отступлением от паркового фасада были воздвигнуты два огромных корпуса: Южный (для принцев крови и семьи) и Северный. Фасады их разрабатывались теми же декоративными средствами, что и центральный. Общая протяженность дворца увеличилась втрое. В ходе первого этапа работ им была создана знаменитая Большая (или Зеркальная) галерея, послужившая образцом для большинства дворцовых построек того времени. Зеркальная галерея заменила собой террасу, сооруженную Лево и выходящую в парк. По краям галереи оформились залы Войны и Мира. Позже, уже после смерти Ардуэна-Мансара, зал Мира был отделен от галереи перегородкой и начал использоваться как игральный салон королевы.

В 1679 архитектор приступает к работам над лестницей королевы — мраморная лестница, соединяющая покои короля и королевы (окончена в 1681), и Большими и Малыми Конюшнями на площади Оружия (1686). Среди построек архитектора в Версале следует отметить два корпуса Министров (1671–81), Большие службы — учреждения, обслуживающие быт короля и придворных, в том числе пекарни и кухни, и аллею воды, ведущую к самому высокому фонтану парка под названием «Дракон». Последним сооружением архитектора в Версале стала капелла Св. Людовика. Ее оканчивал после смерти Ардуэна-Ман-сара Р. де Котт. В Версале была создана грандиозная композиция, являющаяся примером синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и садово-паркового искусства.

Одновременно Ардуэн-Мансар работает над проектом замка Марли близ Версаля (не сохранился). Замок создавался как интимная резиденция для близких друзей короля. В 1687 Ардуэн-Мансар вместе с Робером де Коттом начинают работы над Большим (Мраморным) Трианоном.

С 1685 — первый архитектор короля. В 1699 — главный управляющий королевских зданий. Пожалован дворянским титулом барона де Жуи и графа де Сагоон.

Среди других не менее известных проектов зодчего — ансамбль Вандомской площади (закончена в 1701) и площади Побед (1685–86) в Париже. Они проектировались в честь Людовика XIV.
Одним из первых Ардуэн-Мансар начинает применять стиль рококо в своих постройках, главным образом в отделке интерьеров. В его мастерской зародился основной мотив орнамента рококо — рокайль. В творчестве этого мастера архитектура французского классицизма в сочетании с элементами барокко приобрела величественный и торжественный характер.

Постройки

Название Место Время Подробности
Павильон Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке Нью-Йорк 1939 совместно с Лусио Коста