Василий Иванович Баженов
Vasili Bazhenov
1738-1799 гг.
Россия

Биография

Великий русский архитектор XVIII века, рисовальщик, теоретик архитектуры.

Сын дьячка кремлевской придворной церкви. Учился в Славяно-Греко-Латинской Академии. С 1751 посещал архитектурные классы князя Д. Ухтомского. В 1755 поступил в Московский университет, а на следующий год переведен в Академическую гимназию (Петербург), одновременно изучал архитектуру под руководством С. Чевакинского. Окончил Петербургскую академию художеств. В 1760, получив звание «архитектурии помощника», направлен в Париж. В Париже поступил в Академию художеств и работал под руководством профессора де Вальи. В 1862 уехал в Италию для продолжения образования. Избирался профессором Флорентийской и Римской академий и членом Болонской академии, участвовал в конкурсе на проект монументальной лестницы для Капитолия в Риме.

По возвращении в Россию определен адъюнктом Академии художеств. В 1765 получил звание академика архитектуры за проект «увеселительного дома Екатерингофе», однако разногласия с руководством
Академии послужили причиной его отставки (1766) и переезда в Москву. Екатерина II поручила ему восстановление зданий Московского Кремля. Зодчий разработал проект грандиозного общественного комплекса, в котором должны были разместиться императорский дворец и все правительственные учреждения Москвы. По его замыслу, центром всей композиции должна была стать овальная площадь — площадь народных собраний, от которой через три арки шли лучи проспектов к Троицким, Никольским и Спасским воротам Кремля. Сам дворец должен был занимать пространство от Спасских ворот до Водовзводной башни. В связи с этим строительством предполагалось разобрать Кремлевскую стену. Уже в этом проекте проявилась характерная особенность архитектуры Баженова — подход к сооружению как к объемной композиции, организующей городское пространство.

Событие приобрело политическое значение. Впоследствии императрица потеряла интерес к проекту, и строительство, развернувшееся к 1775, было остановлено. Для архитектора это было сильным ударом. Однако привлечение его к устройству празднеств по случаю Кучук-Кайнарджийского мира потребовало от него значительного внимания. На Ходынском поле в Москве им были сооружены увеселительные строения. Здесь впервые в творчестве архитектора наметились мотивы псевдоготики. Создание новой царской резиденции в Царицыне, порученное Баженову, дало возможность развить эти мотивы в архитектуре романтического по духу садово-паркового ансамбля в Царицыне (1775–85). В этой работе Баженов обратился к традициям древнерусского зодчества. В основе плана — асимметричная композиция, определяемая условиями местности. Здания живописно располагаются на разных уровнях. Белокаменный псевдоготический декор зрительно облегчает и пластически обогащает сооружения из красного кирпича. Архитектурное решение павильонов стало образцом для построек в стиле псевдоготики. Современники оценивали проект как первую попытку создания национального русского стиля. В 1785, когда постройки были вчерне закончены, императрица посетила дворец и остановила работы. Новое строительство было поручено М. Казакову, а Баженова уволили в «отпуск». Считается, что гнев императрицы вызвала близость зодчего к наследнику-цесаревичу Павлу и просветительскому кружку Н. Новикова.

Эти же мотивы — фантастически переработанные элементы древнерусского и готического зодчества и удивительным образом организованные ордерными пропорциями — применены зодчим в одной из самых изысканных его построек — усадебной церкви в Быкове под Москвой (1782–89).

В 80–90-е годы Баженов занимался частной практикой. В этот период им были возведены дома Пашкова, Прозоровского, Долгова-Жемочкина и др. В этих проектах зодчий переработал традиционную схему застройки усадьбы, вынося на одну линию центральное здание и флигеля. Особенно ярко это выявляется в доме Пашкова. Здание, возвышающееся на холме, противоположном Кремлю, определило масштаб трех улиц, на которые выходят его фасады. Вместо курдонёра (парадного двора) создан сад, главный вход помещен со стороны небольшого двора с парадными воротами, тогда как парадный фасад выходит на Кремль. Дом Пашкова стал своеобразнымсимволом Москвы. Дом Прозоровского, выстроенный на другой стороне Москвы-реки напротив дома Пашкова (не сохранился), составлял с ним единый ансамбль.

После смерти Екатерины зодчий был приглашен Павлом I в Петербург, где сразу же получил должность вице-президента Академии художеств. В этой должности он опубликовал теоретические трактаты: «Краткое рассуждение о кремлевской постройке» и «Речь на заложении Кремлевского дворца».

Последней работой Баженова стал проект Михайловского замка в Петербурге (1792–96). По воле Павла I Баженов создал комплекс, отделенный каналами от города.

Творчество Баженова как архитектора-практика, теоретика и педагога в большей степени, чем творчество других русских архитекторов, подготовило перестройку всей архитектурно-художественной деятельности России в контексте общеевропейской культуры. Баженовым создана архитектурная школа, которую прошли многие зодчие, работавшие уже в XIX веке.

Постройки

Название Место Время Подробности
Конкурсный проект лестницы для Капитолия в Риме Рим (Италия)
Увеселительный дом в Екатерингофе Санкт-Петербург (Россия) 1765
Проект Кремлевского дворца в Москве Москва (Россия) 1767
Увеселительные строения на Ходынском поле для праздника по случаю Кучук-Кайнарджийского мира Москва (Россия)
Царская резиденция в Царицыне Москва (Россия) 1775–85 После окончания строительства было частично демонтировано. Позднее дворец перестраивал Казаков. В наши дни восстановлены павильоны по проектам Баженова.
Усадебная церквь в Быкове поселок Быково, Московская область (Россия) 1782–89 Авторство незадокументировано
Церковь Знамения Божьей Матери (Знаменская) село Вешаловка, Липецкая область (Россия) 1794 Авторство незадокументировано
Дом Пашкова Москва (Россия) 1784-1786
Дом Прозоровского на Полянке Москва (Россия) 1773 Не сохранился
Дом Долгова-Жемочкина Москва (Россия) 1770-е
Инженерный замок Санкт-Петербург (Россия) 1797—1801 Участвовал в проекте