Андрей Никифорович Воронихин
Andrey Voronikhin
1759-1814 гг.
Россия

Биография

Выдающийся русский архитектор, один из крупнейших мастеров русского классицизма.

Вышел из семьи крепостных, дворовых графа А. Строганова. С 6 до 13 лет обучался в иконописной мастерской. В 1774 приехал в Москву, домашнее образование получил вместе с сыном графа. С 1777 учился перспективной и миниатюрной живописи, а также архитектуре у В. Баженова и М. Казакова.

Как художник проявил себя в 1778, расписывая трапезную Троице-Сергиевой Лавры.

В 1779 переехал в Петербург. Вместе с Павлом Строгановым в 1781–85 совершил многочисленные поездки по северу и югу России.

В 1786 получил вольную, но остался в доме Строгановых в качестве «домашнего живописца». В 1786–90 жил в Женеве и Париже, где изучал архитектуру, механику, математику и естественные науки вместе с Павлом Строгановым.

Первой большой работой по возвращении в Петербург стала отделка интерьеров дворца Строгановых (1793). Одновременно вел работы на нескольких усадьбах и в загородных дворцах Строгановых и их родственников. В ходе этих работ им был выработан свой стиль, камерный, утонченный, изящный, присущий ему одному. К этому периоду относится Строгановская дача на Черной речке в Петербурге (1795–96) и дом в усадьбе Городня Калужской губернии (1798) В этих работах Воронихин продолжил лучшие традции и достижения русского зодчества, создав новый простой и строгий тип общественного здания, в своем архитектурном образе выражающий мощь и величие русского государства.

В 1797 получил звание академика перспективной живописи за картину с изображением загородного дома Строганова.

Благодаря протекции Строганова начал получать государственные заказы, первым из которых было создание галерей в Петергофе. В 1800 ему было поручено строительство Казанского собора, ставшее главным делом его жизни. Это монументальное и величественное сооружение органически вошло в ансамбль главной магистрали города. Широко распахнутые дугообразные колоннады объединены центральным портиком с фронтоном, стройный легкий купол венчает сооружение.

Строительство этого здания на центральной магистрали Петербурга положило начало созданию крупных городских ансамблей на Невском проспекте. На этой стройке проходили практику ученики Петербургской академии художеств. Можно считать, что на этой стройке было воспитано целое поколение архитекторов. Воронихин, назначенный преподавателем академии, сделал обязательным посещение стройки учениками. В 1802 — профессор, в 1811 — старший профессор, руководитель архитектурного класса академии.

С 1810 — член Строительного комитета Приказа общественного призрения. Составлял атлас зданий, находившихся в ведении Приказа.
Второй крупной работой после Казанского собора было строительство Горного кадетского корпуса и благоустройство территории вокруг него (1806–11). Монументальная колоннада института, обращенная к Неве, акцентировала въезд в город со стороны моря.

В 1803–14 восстанавливал комплексы Павловского дворца после пожара (1802–08).

Всем сооружениям Воронихина этого периода, выполненным в лучших традициях русского ампира с применением новых, облегченных конструкций и естественных строительных материалов, присуща большая архитектурно-художественная выразительность, достигаемая ясностью пространственной композиции, контрастами больших гладких плоскостей стен с колоннадами, скульптурой и крупным сочным орнаментом.

Его творчество сыграло важную роль в развитии русского классицизма и обеспечило его расцвет в 20–30-х годах XIX века.

Постройки

Название Место Время Подробности
Павильон Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке Нью-Йорк 1939 совместно с Лусио Коста