Иван Владиславович Жолтовский
Ivan Zholtovsky
1867-1959 гг.
Россия

Биография

Выдающийся русский советский архитектор.

Окончил Петербургскую академию художеств (1887–98) в мастерской профессора О.И. Томишко. По окончании переехал в Москву, где преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище, одновременно получая крупные заказы. Это позволяло ему ежегодно ездить за границу, прежде всего в Италию, навеки покорившую Жолтовского архитектурными сооружениями эпохи Возрождения.

На рубеже XIX и XX вв. формируется эстетическая концепция Жолтовского, связанная с его приверженностью палладианству.
В 1903, выиграв конкурс, Жолтовский начал постройку здания Скакового общества на Беговой улице в Москве, опираясь на близкие ему формы русской классики и итальянского Ренессанса. Такое же «смешение» стилей видно и в ряде других крупных построек Жолтовского, относящихся к началу века, прежде всего в особняке Носова на Введенской площади в Москве (1907–08). Загородный дом в имении Руперт под Москвой был уже весьма близок к любимым им виллам А. Палладио в окрестностях Виченцы.

Творчество А. Палладио не раз толкало Жолтовского на подражание. Один из ярких примеров — особняк Тарасова на Спиридоновке в Москве (1909–12). В эти же годы начинает формироваться теория архитектурного организма, разрабатываемая Жолтовским на протяжении всей жизни. В основе ее лежат положения о «росте» архитектурного организма, о соотношении статического и динамического.

В первое десятилетие нашего века развернулась и просветительски-педагогическая деятельность Жолтовского, не прекращавшаяся до последнего дня жизни. Так была создана «школа Жолтовского» — явление, не имеющее аналогов в нашей архитектуре. Учениками мастера считали и продолжают себя считать десятки, если не сотни архитекторов.

Многосторонняя деятельность Жолтовского вскоре получила признание — в 1909 он был удостоен звания академика архитектуры. До первой мировой воины, когда фактически прекратилась какая бы то ни было строительная деятельность, Жолтовский построил усадьбу Липакова под Москвой (1907–08), жилые дома в Удоме и Бережках (1907), несколько зданий в Москве, в том числе особняк в Мертвом переулке (1912), жилые дома завода АМО (19l5), текстильную фабрику в Костромской губернии (1911–12) и т. д. и

В 1918–23 он вместе с В. Щусевым участвует разработке первого советского проекта перепланировки Москвы, а в 1923 — в строительстве ансамбля Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Жолтовский был автором ее генерального плана и ряда павильонов. ЗдеСь он попытался — и вполне удачно — воплотить классические формы в дереве, из которого бьли возведены выставочные здания. В том же 1923 Жолтовский уезжал на несколько лет в Италию, а вернувшись в 1926, обнаружил, что в архитектуре России первую скрипку играют представители авангардистского течения, прежде всего — конструктивисты. В 1926–27 он проектирует и строит три здания, свидетельствующие о его сложных творческих исканиях. В котельной МОГЭС на Раушеской набережной в Москве он пробует себя в конструктивизме. Однако и в Доме Советов в Махачкале, и в здании Госбанка на Неглинной в Москве он вновь обращается к любимому им итальянскому Ренессансу. Оба эти здания вызвали нападки со стороны авангардистов.

На рубеже 1920–30-х в советской архитектуре наметился поворот к освоению классического наследия в архитектуре. Творчество Жолтовского вновь оказалось в центре внимания. В 1934 он выступает с программным сооружением — жилым домом на Моховой улице в Москве, произведшим эффект разорвавшейся бомбы. Взяв за основу лоджию Капитанио А. Палладио, Жолтовский выстраивает привлекательную декорацию фасада, где главную роль играет колоссальный ордер с безукоризненно выполненными деталями.

Тридцатые годы были очень плодотворными для зодчего. Он много строил в Сочи, где ему принадлежит авторство одного из самых изящных «палладиаских» сооружений — Дом уполномоченного ВЦИК (ныне выставочный зал), театр, мост через реку Сочинку и многое другое. Перед самой Великой Отечиственной войной он спроектировал, а в конце сороковых годов возвел два жилых здания в Москве — на_ Смоленской площади и на Б. Калужской улице, продолжая разработку темы престижного жилого дома. В начале 50-х вместе со своими учениками Жолтовский участвует в конкурсе на фасады крупнопанельных зданий. Архитектурно осмысливая новый вид строительных изделий, он теоретически обосновал, а затем и практически подтвердил (в здании холодильника Открытом шоссе в Москве) возможность и необходимость так называемого «открытого стыка» меж панелями. «Открытый стык» Жолтовский рассматривал как эстетический прием, признак индустриально строительства.

Последняя крупная работа Жолтовского — конкурсный проект Дворца на Ленинских горах (1957) -свидетельство тому, что 90-летний зодчий не только сохранил профессионализм, но и был способен к восприятию нового.

Постройки

Название Место Время Подробности
Павильон Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке Нью-Йорк 1939 совместно с Лусио Коста