Арнольфо ди Камбио
Arnolfo di Cambio
1245-1310 гг.
Италия

Биография

Итальянский скульптор и архитектор Проторенессанса.

Родина Арнольфо ди Камбио входила в художественную орбиту Сьены и Лукки. Обучался в Сьене в 1265–68, работая в мастерской выдающегося скульптора и архитектора Проторенессанса Николы Пизано. Как скульптор он работал в различных городах Тосканы, Умбрии, а также в Риме и, возможно в Неаполе. Единственной документально подтвержденной работой мастера в области архитектуры является проект собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Этот проект относится к 1295. Его осуществление было начато под руководством Арнольфо ди Камбио. С 1300 зодчий назначен главным архитектором собора. В 1302 зодчий покинул Флоренцию. После смерти мастера проект был изменен, в результате чего план собора изменил свои границы (был удлинен и расширен), но сохранил основные композиционные черты первоначального решения Арнольфо ди Камбио. Строительство Флорентийского собора длилось на протяжении всего XIV века, не раз прерываясь. Окончательное его завершение (с возведением купола и фонаря) относится ко второй трети XV века.

По традиции, с именем Арнольфо ди Камбио связывают также строительство бадии церкви Санта-Кроче, палаццо делла Синьория во Флоренции, а также собора в Орвието (1290). Все эти постройки тесно связаны с достаточно консервативной по своему характеру тосканской архитектурной традицией. В проект францисканской церкви Санта-Кроче многое указывает на эту связь: т-образный план, открытые стропила перекрытий, пилоны простой формы, лаконичное решение стены, особенно свойственное францисканскому зодчеству.

Замысел собора Санта-Мария дель Фьоре интересен несвойственным для флорентийской архитектуры этого времени сочетанием пространства нефов с обширным центрическим хором. Восточная часть собора имеет трехлепестковое завершение с венцом пяти капелл в каждом лепестке, организованное круг подкупольного восьмигранника. Она представ ет собой подобие самостоятельного центрического оружения, с ясным, легко обозримым пространством. Само по себе такое центрическое завершение базиликального сооружения восходит к раннему иконографическому прототипу. Идея цельного, компактного пространства хора также может рассматриваться в руслё архитектурных решений готики. В то же время благодаря своему пропорциональному строю, тектонической ясности это решение предвосхищает будущие поиски мастеров Возрождения в области центрических архитектурных композиций.

Постройки

Название Место Время Подробности
Павильон Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке Нью-Йорк 1939 совместно с Лусио Коста