Чарльз Камерон
Charles Cameron
1746-1812 гг.
Россия

Биография

Архитектор, большую часть жизни проработавший в России.

Родился в Лондоне в семье строительного подрядчика. Был связан родственными узами с аристократической семьей Камеронов из Глендэссери, что повлияло на характер его образования. Учился архитектуре в Лондонском цехе плотников и у известного английского зодчего XVIII века И. Уэйра. Первоначально работал в качестве художника, создававшего эскизы предметов декоративно-прикладного искусства, затем был архитектурным рисовальщиком и гравером. После смерти И. Уэйра в 1772 издал книгу «Термы римлян», над которой помогал последнему работать.

В 1767 ездил в Италию для уточнения чертежей римских терм, созданных А. Палладио и хранившихся в коллекции Берлингтона в Лондоне. В Риме был введен в круг знатоков античности своим тезкой эмигрантом-якобинцем Ч. Камероном из Лоухила,

автором «Воспоминаний об изящных искусствах» (1785–86). После возвращения в Англию и издания «Терм римлян» начал заниматься архитектурной деятельностью в Лондоне, где им был построен в 70-х дом на Ганновер-Сквер, интересный своими великолепными интерьерами.

В 1779 приглашен в Россию для строительства терм Царском Селе как наиболее известный в Европе исследователь построек этого типа. В 1779 определен архитектором императорского двора, отвечавшим за «строения» Царского Села. Вплоть до 1796 жил в Царском Селе во флигеле оранжереи рядом с дворцом.

Его наиболее выдающиеся работы в этом ансамбле — комплекс терм, включающий «Холодные бани», «Агатовые комнаты» (1779–85), прогулочную «Камеронову галерею» и «Висячий сад» (1783–86), а также пандус. В те же годы он создал в Большом дворце апартаменты сначала для великих князей, а затем и для императрицы. Первый включает Голубую гостиную, официантскую, Зеленую столовую, опочивальню великих князей и другие помещения. Второй, более обширный, состоял из Арабескового и Лионского залов, Китайского зала, Купольной столовой, спальни и кабинета Екатерины II, диванной (т. н. Табакерка). В парке Царского Села он построил пирамиду, Красный каскад, Турецкий киоск, Храм памяти, завершил создание Китайской деревни.

Работы Камерона в Царском Селе имели большое значение для утверждения зрелищного классицизма в России. В них Камерон соединил эрудицию исследователя памятников древности с почти необузданной фантазией декоратора.

Начиная с 1779 и вплоть до 1786 Камером работал в Павловске для великих князей. Здесь им была создана общая планировка всего ансамбля, дворец (1782–86) в его первоначальном виде (с одно-этажными галереями и небольшим флигелем), ряд павильонов в парке — храм Дружбы (1782—8б), вольер (1781–83), колоннада Аполлона (1779–8) и другие. В архитектуре дворца Камерон почти точно воспроизвел палладианскую композиционную схему отказавшись из-за климата от сквозных колонных соединительных галерей. Его выдающимся достижением в Павловске является создание ландшафтного сада в долине реки Славянки, сыгравшего значительную роль в развитии живописного парка в России После 1786 года, когда произошел его конфликт с владельцами поместья, Ч. Камерон появляется в Павловске лишь эпизодически, хотя и в это время ему удалось создать замечательные произведения, прежде всего «Храм трех граций» в «Собственном садике» (1800–01). Образец дворца в Павловске оказал заметное влияние на распространение в России палладианского типа классицистической усадьбы с центральным главным корпусом и двумя флигелями по бокам, соединенными с ним полукруглыми галереями.

После воцарения Павла I Камерон был отставлен от должности придворного архитектора, однако в 1800 вновь взят на службу в Императорский кабинет. В 1803–06 он являлся главным архитектором Адмиралтейства. На этой должности им были исполнены неосуществленные проекты многих морских сооружений Петербурга, в том числе застройка Галерной гавани, зданий главного Адмиралтейства, морского госпиталя, комплекса адмиралтейских конюшен, а также найдено решение многих практических строительных проблем. В начале XIX века Ч. Камерон создал свой проект Казанского собора в Петербурге. Некоторые исследователи приписывали ему создание дворца в Батурине, что документами не подтверждается.

Сыграл значительную роль в развитии зрелого классицизма в русской архитектуре, соединяя палладианские идеи со стремлением к археологически точному «оживлению» античности.

Постройки

Название Место Время Подробности
Павильон Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке Нью-Йорк 1939 совместно с Лусио Коста