Клод Николя Леду
Claude Nicolas Ledoux
1736-1806 гг.
Франция

Биография

Французский архитектор эпохи Великой французской революции, основоположник романтического направления.

Родился в Шампани. Учился в частной архитектурной школе у Ф. Блонделя и Л. Труара и в Школе Изящных искусств. В отличие от многих известных французских архитекторов этого времени Леду не был рожден в Париже, не получил образования во Фраццузской академии в Риме и ни разу не был в Италии

В 1764 назначен архитектором лесных и водных пространств, в этом качестве построил серию сельских церквей, пресвитериев, фонтанов и мостов.

Творчество Леду 70-х годов XVIII века относят к палладианскому периоду. Увлечение Палладио наложило отпечаток на все постройки архитектора этого времени. Славу же Леду принес павильон мадам Дюбарри (1771). После него архитектор получает множество заказов на строительство особняков в Париже и, наконец, павильона Барри в Лювесьене.

С 1773 — архитектор короля и член Королевской академии архитектуры.

В своих работах он сделал попытку вырваться за пределы очерченного классицизмом круга понятий и форм. В его постройках, а особенно в проектах, определился ряд таких приемов, как изолированность, замкнутость каждого архитектурного объема, нарушение привычных пропорций классицизма, попытка заменить классическое расположение объемов геометрическим построением, нагромождение различных мотивов и форм. Одна из самых известных работ — сооружение при соляных копях в Арк-и-Сенан, строившееся с 1775 по 1779. Это — первый во Франции пример монументальной индустриальной архитектуры. Леду частично использует эту схему в проекте идеального города Шо.

В 1784–89 Леду проектирует заставы — так называемые Пропилеи Парижа (всего 80). Из осуществленных сохранилось четыре: Пригородная, Орлеанская, Трона и Монсо.

Он был арестован после революции 1792 года как роялист — за выполняемые им для аристократии заказы, за проекты таможенных застав, которые народ ненавидел. 1793–94 проводит в тюрьме. Во время своего заключения заканчивает проект города Шо, где развил идею ренессансного «идеального» города, задумав единый комплекс жилых, производственных и административных зданий — т. е. идеальное поселение при производстве. Проект был сочтен современниками слишком роскошным и грандиозным для рабочего заводского поселка. Замысел был осуществлен лишь частично. Этот проект был опубликован Леду в 1804 в книге «Архитектура, представляющая собой выражение искусства, нравов и законов» (L’architecture consideree sous le rapport des arts, des mouers et de la Legislation), которую он посвящает русскому царю Александру I. Соляные разработки, превращенные Леду в овальный центр города Шо, можно рассматривать как один из первых примеров промышленной архитектуры. Оформление каждого элемента комплекса соответствовало его функциям. Сараи для выпаривания соли имели крутые кровли, как сельскохозяйственные постройки, и были отделаны тесаным рустованным камнем. Дом директора, стоящий в центре, имел пологую кровлю, рустованный фронтон и классический портик. Стены домов рабочих были украшены рельефами — окаменевшими струями, символизирующими собой соляные разработки.

Наряду с отвлеченными (геометрическими) формами, часто фантастическими, в творчестве Леду наметился ряд таких композиционных приемов и форм, которые позже укоренились в эклектике XIX века, — возросшая роль боковых ризалитов здания, отказ от иерархического деления объемов и деталей, от центральной композиции.

Большая часть работ архитектора не сохранилась Однако идеи, сформулированные архитектором в фундаментальном труде «Архитектура, представляющая собой выражение искусства, нравов и законов», нащла свое воплощение в творчестве европейских архитекторов XIX–XX вв. Леду противопоставлял излишеству французского классицизма аскетические формы, подготавливая появление нового стиля — стиля ампир.

Постройки

Название Место Время Подробности
Павильон Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке Нью-Йорк 1939 совместно с Лусио Коста