Иван Ильич Леонидов
Ivan Leonidov
1902-1959 гг.
Россия (СССР)

Биография

Родился в Тверской губернии в крестьянской
семье. В 1920 поступил в

«Свободные художественные мастерские:, а годом позже в московский ВХУТЕИН (1927), где учился у А. Веснина. Уже первые его проекты ввели Леонидова в круг ведущих мастеров нового поколения. Дипломный проект — Институт Ленина наряду с башней Татлина и павильоном Мельникова — остается символом советской архитектуры.

В конце 20-х выдвинул многие новаторские идеи, социальная острота и масштаб художественных открытий которых составили основу вклада Леонидова в архитектуру.

По окончании ВХУТЕИНА остался там преподавать (1927–30). Один из руководителей ОСА. Внес большой вклад в архитектуру конструктивизма. Использовал возможности простых геометрических форм, создавая смелые пространственные композиции на основе разработанной им теории супрематизма.

В 1928–29 Леонидов участвовал в двух международных конкурсах: на проект дома Центросоюза в Москве и памятника Христофору Колумбу в Сан-Доминго. Эти две работы, а также проект социалистического расселения при Магнитогорском металлургическом комбинате стали заключительными в серии конструктивистских работ. В градостроительных проектах Леонидова проявилось новое понимание принципов застройки современного города — максимальное использование природных условий, строгое отделение производственной зоны от жилой, свободная планировка, застройка городов малоэтажными домами облегченной конструкции.

В 20–30-е годы стал объектом травли — первой в советской архитектуре политической кампании. «Леонидовщина» трактовалась тогдашними идеолога ми как проявление крайнего формализма и мелкобуржуазности в архитектуре. Тем не менее созданные Леонидовым в этот период проекты оказали огромное влияние на развитие современного движения в архитектуре, надолго опередили свое время, обогатили язык зодчества.

В 30-х годах под влиянием возникшей в обществе сильной оппозиции конструктивизму, с одной стороны, и в связи с переходом к практической деятельности —-с другой, отошел от абстрактной геометричности к более свободным формам. Переломным в творчестве считается конкурсный проект на здание Наркомтяжпрома в Москве (1934). В этом же году перешел в мастерскую № 3 Наркомтяжпрома к М. Гинзбургу.

В 1941 Леонидов был призван в армию, в 1943 после контузии — демобилизован. Главной темой его творчества послевоенного времени стал «Город Солнца», одна из блистательных архитектурных фантазий XX века.

В работах 40–50-х годов в творчестве архитектора доминируют древнерусские мотивы.

Леонидов внес большой вклад в архитектуру конструктивизма поисками форм, связанными с переосмыслением роли архитектуры.

Его работы, оставшиеся в абсолютном большинстве в проектах, оказали и продолжают оказывать самое непосредственное воздействие на архитектуру XX века.

Постройки

Название Место Время Подробности
Павильон Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке Нью-Йорк 1939 совместно с Лусио Коста