Микелоццо ди Бартоломео
Micqelozzo di Bartolommeo
1396-1472 гг.
Италия

Биография

Знаменитый флорентийский архитектор раннего Возрождения.

Родился в семье флорентийского портного, в юности овладел мастерством ювелира в мастерской Лоренцо Гиберти — выдающегося флорентийского скульптора и ювелира. Выполнял работы для флорентийского монетного двора. Работал в качестве помощника Лоренцо Гиберти над рельефами северных ворот Флорентийского баптистерия и в сакристии церкви Санта-Тринита.

С 1423 сотрудничал с крупнейшим скульптором раннего итальянского Возрождения Донателло. В сотрудничестве с ним выполнил ряд работ монументальных надгробий, в том числе папы Иоанна XXIII в баптистерии Сан-Джованни во Флоренции (1427), кардинала Бранкаччи в церкви Сант’Анджело и Нило в Неаполе (1427), Бартоломео Арагуцци в соборе в Монтепульчано (1427–37), наружную кафедру собора в Прато (1433–38).

Архитектурная практика Микелоццо тесно связана с семьей флорентийских банкиров Медичи. Начиная с 1422 он работает по заказам Козимо Старшего и Пьеро Медичи во Флоренции и за ее пределами. Работы для дома Медичи начались с реконструкции вилл в Треббьо и Кареджи (Муджелло, Италия), продолжились в Кафаджоло и самой Флоренции, где Микелоццо осуществил ряд значительных проектов. В 1433 последовал за Козимо Медичи в изгнание в Венецию.

После смерти Ф. Брунеллески в 1446 Микелоццо занимает должность capomaestro собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1452), наблюдает за строительством других флорентийских сооружений. В 1462 в качестве военного инженера приглашается в Рагузу (ныне — Дубровник), в 1464 — на остров Хиос.

Работая одновременно над несколькими заказами, Микелоццо выступал то в качестве непосредственного руководителя строительных работ (палаццо Медичи, монастырь Сан-Марко во Флоренции), то как консультант и наблюдатель (крепость и Дворец Ректор в Рагузе), или лишь как автор проекта (палаццо Комунале в Монтепульчано).

В своих произведениях Микелоццо активно использовал опыт своего старшего современника Ф. Брунеллески, создавая ясные и простые простраственные композиции, подчеркивая значение стены обращаясь к мотиву легкой полуциркульной аркады, Микелоццо сочетал принципы классической ордерной архитектуры с наследием тосканского зодчества XIII–XIV веков, что давало возможность вводить новые элементы и пропорциональные соотношения в привычные для заказчиков и мастеров-исполнителей структуры. В то же время ему принадлежат решения новаторские, восходящие к древним классическим прототипам. Хор церкви монастыря Сантиссима Аннунциата во Флоренции является одним из первых примеров центрического храмового пространства с венцом радиально расположенных капелл, пропорциональный строй которого значительно приближен к античным образцам.

Если Брунеллески принадлежит первенство в формировании новых архитектурных принципов, то Микелоццо — в расширении типологических и географических границ ранней ренессансной архитектурной практики.

Созданное им палаццо Медичи-Рикарди является следующим этапом после палаццо Питти в процессе развития стиля флорентийского дворца. Главными чертами палаццо эпохи Возрождения являлись симметрия композиции, деление здания посредством горизонтальных тяг на этажи, четкий порядок в размещении окон и архитектурных деталей.
Как и другие дворцы, сооружение Микелоццо представляет собой почти правильный квадрат площадью 40–38 метров с заключенным в центре замкнутым колодцеобразным двором, окруженным галереей на первом этаже и обходными коридорами на втором и третьем. Уличный и дворовый фасады сильно разнятся между собой. Фасадное исполнение являет собой дальнейшее развитие того «рустичного» стиля, который впервые проявился в палаццо Питти и стал особенно характерным для флорентийской архитектуры раннего Возрождения. В отличие от палаццо Питти, где рельеф камня одинаков на всем фасаде, фасад палаццо Медичи фактурно расчленен по числу этажей: от тяжелого грубого камня первого этажа к гладкой поверхности третьего. Палаццо Медичи-Рикарди определило облик других сооружений этого типа.

Капелла Медичи в церкви Санта-Кроче — наиболее зрелое из церковных сооружений архитектора.

Существуют неподтвержденные предположения, что Микелоццо — автор таких построек, как приют Санта-Мария Маддалена, Пьяно Муньюне (60— 70-е гг.); палаццо Строццино, Флоренция (после 1451); библиотека Сан-Джорджо Маджоре, Венеция (1433, разрушена пожаром в 1614). Авторство Микелоццо в отношении приписывавшихся ему ранее капеллы Портинари и Банка Медичи (Милан) отвергается исследователями.

Постройки

Название Место Время Подробности
Павильон Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке Нью-Йорк 1939 совместно с Лусио Коста