Пьер Луиджи Нерви
Pier Luigi Nervi
1891-1979 гг.
Италия

Биография

Выдающийся итальянский инженер. Одаренный экспериментатор в области применения железобетона, разворачивал свои архитектурные исследования в поиске соединения художественного творчества с конструктивными новшествами.

«Хорошей архитектуре должен соответствовать единый, слаженный организм инженерных систем».

После получения диплома инженера в Болонье в 1913 поступил на работу как инженер-проектировщик на одно из лучших предприятий по железобетонному строительству. В 1923 открыл свою мастерскую в Риме. Несмотря на то что Нерви держался на расстояии от споров о Современном движении, разворачищихся в 30-е годы в Италии, критика приветствовала еГ0 первое важное изобретение — стадион «Берта» во Флоренции (1930–32) — как произведение новаторское за его чистые и функциональные формы, такие как спиралевидные выступающие лестницы и навесная крыша-козырек длиной около двадцати метров.

После успеха первой работы Нерви вместе со своим двоюродным братом Бартоли основал проектное и строительное предприятие с целью реализовать свои смелые проекты. На конкурс, объявленный в 1935 военно-воздушными силами, он спроектировал легкие ангары. Выиграв конкурс, получил заказ на строительство. Им были возведены ангары итальянских военно-воздушных сил в Орвието (1935–38, разрушены) и в Орбетелло (1941, разрушены). С помощью тонких железобетонных балок, расположенных диагонально и образующих жесткий каркас, впервые создал легкие и обширные перекрытия с минимальным использованием железа.

Тему перекрытия больших пространств, с которой с тех пор часто сталкивался, решал, обращаясь к изучению принципов готической архитектуры, где линии напряжения также пластически, архитектурно выявлены. Оттуда Нерви взял свое типичное решение крыши с системой нервюр, как, например, крыша в салоне » В» в Турине (1948,) где благодаря применению железобетона он создал свод пролетом более 100 метров.

В 1947–61 посвятил себя преподаванию доцент кафедры строительной технологии и техники в Университете архитектуры в Риме. Здесь Нерви смог теоретически обосновать в серии своих трудов цели и методы работы.

50-е годы — расцвет творчества Нерви. В этот период он проектирует особенно много: табачную фабрик в Болонье (1952), здание шерстяной фабрики «Гатти» в Риме (1953) и, наконец, свой шедевр Башню Пирелли в Милане (1958, совм. с Дж. Понти). В 50-е гг. он утвердился как один из наиболее уважаемых консультантов международного масштаба на крупных строительствах, возрождая миф о наследственном итальянском таланте к строительству, идущему от Древнего Рима. Как ведущий конструктор привлечен к проектированию здания для ЮНЕСКО в Париже вместе с М. Брёйером и Б. Зерфусом (1957).

В то же время в Италии, несмотря на популярность мастера, завоеванную благодаря постройкам для Олимпиады 1960 в Римё, в том числе стадиона «Фламиньо» (1957–59, совм. с А. Нерви), Малого дворца спорта (1956–57, совм. с А. Вителлоцци), дворца спорта (1959–60, совм. с М. Пьячентини), начинается критический пересмотр его творчества. Произведения Нерви остаются произведениями инженера, хотя и исключительно талантливого, поскольку конструктивные новшества не отражают новизны пространственной концепции.

В 60-е годы Нерви приглашен для строительства в США. Здесь он спроектировал Автовокзал в Нью-Йорке (1960–62) и Башню фондовой биржи в Монреале (1966, совм. с Л. Моретти).

Последней постройкой зодчего был Зал аудиенций в Ватикане (1966–71).

Постройки

Название Место Время Подробности
Павильон Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке Нью-Йорк 1939 совместно с Лусио Коста