Генри Луис Салливен
Louis Sullivan
1856-1924 гг.
США

Биография

Форма должна соответствовать функции.

Американский архитектор и теоретик архитектуры, представитель чикагской архитектурной школы, один из пионеров рационализма и родоначальников архитектуры XX века.

Родился в Бостоне. Его отец, эмигрант из Ирландии, был скрипачом и танцмейстером. Последовательного образования Салливен не получил. В 16 поступил в первую архитектурную школу США, открытую в Массачусетском технологическом институте, но проучился в ней только год. В 1874 отправился в Европу, где посещал престижную в то время в мире Школу изящных искусств в Париже. В 1875 ему пришлось вернуться в Чикаго, где обосновалась его семья. Он поступает на работу в одну из архитектурных фирм. В течение довольно непродолжительного времени меняет несколько мест работы до 1873, когда пришел в фирму «Фернс и Хьюитт». В этот период город отстраивался после громадного пожара 1871 года и для архитектора открывалось широкое поле деятельности. То было время начала строительства в Америке многоэтажных конторских зданий, прототипов будущих небоскребов, вошедшее в историю архитектуры созданием так называемой «Чикагскои школы».

Архитекторы Чикагскои школы применяли конструкцию нового типа — металлический каркас. Конструкция эта стала настолько существенной, что диктовала и выбор внешних форм. Значение Чикагской школы в истории архитектуры в том, что впервые в XIX веке был преодолен разрыв между конструкцией и формой, они были объединены в единое целое. Наиболее ярким представителем ее является Салливен, расцвет творчества которого совпал с расцветом Чикагской школы (1883–93).

В 1879 поступил в ателье талантливого инженера Д. Адлера и уже через два года стал его компаньоном. В 1883 организует в Чикаго свое бюро. Салливен взял на себя решение художественных проблем, Адлер занимался деловой и инженерной стороной их работы, планировкой зданий. Их содружество просуществовало до 1895.

Салливен был не только блестящим практиком, он разработал и теоретические основы рацноналистической архитектуры XX столетия. Он считал, что архитектура должна отражать свойства окружения, из которого вырастает. Каждое здание при этом должно выражать свою особую функцию, не отступая от истины в выражении не только назначения, но и конструкции. Завершением естественного развития формы должен стать орнамент. Эти положения изложены в его работах «Беседа в детском саду» (1901), «Автобиографии одной идеи» (1924) и статьях разных лет.

Первая крупная работа в Чикаго — Аудитооиум (1887–89), сыгравшая значительную роль в развитии архитектуры как с идейной, так и с технической стороны. Центр здания занимал театральный зал. При этом складывающиеся панели потолка позволяли увеличить его вместимость с 2,5 тысячи человек до 7 тысяч. По бокам здания размещались конторские помещения и отели. Решение фасада построено на арочной тематике. Очень интересно решены интерьеры: зрительный зал не отделен от фойе, а представляет с ним единое пространство; стены, потолок и ограждения лестницы декорированы прекрасными растительными орнаментами.

Рост стоимости земли в деловом центре городов Америки породил новый тип зданий — небоскребы. Изобретение пассажирского лифта и применение металлического каркаса способствовало развитию зданий в высоту. В высотных зданиях, спроектированных Салливеном, чувствуется стремление синтезировать законы композиции, идущей от традиций парижском Школы изящных искусств, с выражением новой каркасной и ячеистой структуры конторского здания.

Интересно сравнить здания Вейнрайт в Сент-Луисе (1891) и Гаранта в Буффало (1893). Фасады зданий декорированы богатым растительным орнаментом. В первом из них он покрывает горизонтальные подоконные вставки и верхний технический с большим выносом карниза. Во втором, более высоком и стройном по пропорциям, орнамент находится на вертикальных элементах стен. Значение вертикальных элементов в работах Салливена постенно усиливается. Он развивает пропорции здания строго вверх, наподобие готическим соборам. Последней возможностью Салливена реализовать свои теоретические концепции было строительство в 1899_1906 универсального магазина в Чикаго (ныне — магазин Карсона, Пири и Скотта). По силе и чистоте линий это одна из лучших работ архитектора. На фасаде хорошо читается каркасная конструкция, подобно клетке замыкающая внутренний объем. В пропорциях выделены цокольная и завершающая карнизная часть здания, что характерно для всех работ архитектора.

Последние постройки Салливена невелики по объему. Это двухэтажные здания павильона Транспорта на Колумбийской выставке 1893 и Национальный фермерский банк в Оватонне в 1908, где Салливен создал лучший из своих интерьеров.

Деятельность Салливена, как практическая, так и теоретико-публицистическая, является выражением прогрессивных идей рубежа XIX–XX вв. Влияние Чикагской школы ослабло с наступлением волны эклектики в американской архитектуре. К 1900 году только Салливен оставался верен ее рационалистическим принципам и продолжал их теоретическую разработку. В отличие от других ее представителей он предпочел разориться, но остался верен своим убеждениям. В 1918 он лишился мастерской и права получать заказы. Он умер в номере бедного чикагского отеля всеми забытый. На выставке работ Салливена в Бостоне в 1940 Райт сказал: «Они убили Салливена и почти убили меня», имея в виду общество, в котором господствовало псевдоклассическое направление, особенно сильно ощущавшееся в Америке. С 1910 ПО 25-й.

Творчество Салливена наложило отпечаток молодое поколение архитекторов Среднего Запада выдающимся представителем которого был Френк Ллойд Райт. Салливен сумел синтезировать в единую систему идеи, назревавшие в XIX веке и подготовившие решительный поворот развития архитектуры XX века. Недаром западноевропейские функционалисты 20-х годов объявили его своим предшественником. Большой заслугой Салливена было также создание концепции «органичной архитектуры», блестяще развитой его учеником Райтом, а затем продолженной финским архитектором А. Аалто.

Постройки

Название Место Время Подробности
Павильон Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке Нью-Йорк 1939 совместно с Лусио Коста