Альберт Шпеер
Albert Speer
1905-1981 гг.
Германия

Биография

Немецкий архитектор и министр нацистского правительства во время второй мировой войны.

Шпеер происходил из семьи среднего класса и обучался сначала в Карлсруэ, потом в Высшей технической школе в Мюнхене. Завершил свое архитектурное образование в Берлинском техническом университете под руководством профессора Г. Тессенова. В 1927, по окончании университета, был назначен ассистентом Тессенова. В это же время молодой архитектор начал работать самостоятельно.

В 1931 вступил в Национал-социалистическую партию, а в 1932 получил первое задание — перестроить здания партийных учреждений в столице. После этого Шпеер оставил работу в университете и в 1933 стал ответственным за организацию партийных съездов в бюро Рейхспропаганды. Он оформил майский съезд в Темпельхофе в Берлине (1933), исполнял другие заказы.

1934 год был наиболее важным для архитектора. Шпеер привлек внимание Гитлера и получил официальное признание в Третьем рейхе. В 1934–37 архитектор работал над проектом Комплекса партийных съездов в Нюрнберге.

По проекту Шпеера в 1937 был построен стадион «Цеппелинфельд». Для Международной выставки 1937 в Париже архитектор проектирует немецкий павильон. В том же 1937 Шпеер был назначен Главным инспектором строительства в Берлине. В этой должности он построил здание Новой имперской канцелярии (1938–39) и работал над генеральным планом реконструкции Берлина, опубликованном в 1939. Война помешала осуществлению ряда замыслов. Нереализованными остались многие проекты Шпеера для Берлина, такие как «Большой зал немецкого народа» (Гроссе Холл) (1938), Фюрерпалас (1939), главная северо-южная ось столицы (1939) и так далее. В 1943 Шпеера по приказу фюрера назначили министром вооружения и боеприпасов Германии. На Нюрнбергском процессе был приговорен к 20 годам заключения. В 1967 Шпеера освободили. В своих мемуарах, опубликованных в 1970, архитектор отмечал, что не пытался специально создать «нацистский» стиль, а хотел, скорее, осовременить и возродить неоклассицизм. В своих работах он стремился следовать монументальному неоклассицизму, обращаясь при этом к наследию Шинкеля и Жилли.

Последние годы жизни провел в Лондоне.

Постройки

Название Место Время Подробности
Павильон Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке Нью-Йорк 1939 совместно с Лусио Коста