Владимир Алексеевич Щуко
Vladimir Shchuko
1878-1939 гг.
Россия (СССР)

Биография

Знаменитый русский архитектор.

Родился в Берлине в семье офицера. Окончил Тамбовское реальное училище и Петербургскую академию художеств (1896— 1904), где учился у Л. Бенуа. Одновременно посещал живописные классы у И. Репина. Во время обучения делал обмеры архитектурных памятников Пскова, Новгорода, Ростова Великого. С Полярной экспедицией ездил на Шпицберген.

По окончании Академии был направлен в пансионерскую поездку в Рим, Афины, Стамбул. Привезенные им материалы были столь впечатляющи, что его послали вторично. Он посещает Италию. Организованная выставка обмеров и рисунков принесла ему известность. По возвращении начинает практическую деятельность. Вместе с А. Таманяном он делает интерьеры «Cafe de France», а также кафе гостиницы «Европейская» в Петербурге, в котором ясно чувствуется влияние модерна. Затем он строит несколько загородных домов, где очевиден переход к неоклассицизму.

Настоящим творческим открытием архитектора было проектирование и строительство двух доходных домов на Каменноостровском проспекте в Петербурге (1910-е), в которых архитектор сделал попытку соединить традиционную ренессансную схему фасадов со структурой многоэтажного жилого дома. Созданный им сплав оказался столь удачным, что вызвал многочисленные подражания в дореволюционной и советской архитектуре. В одном из домов Щуко впервые применил на фасаде «колоссальный» ордер — прием, доведенный до логического завершения И. Жолтовским в доме на Моховой в Москве.

В те же годы Щуко проектирует русские павильоны на международных выставках в Риме и Турине (1910), выполненные им в духе русского классицизма. В 1911 Щуко был удостоен звания академика архитектуры. В 1913–15 он строил здание Киевской земской управы, церковь Политехнического института и памятный зал Петербургской академии художеств, кроме того, разрабатывал проекты Николаевского вокзала, особняка Мордвинова и Московского банка (не осуществлено).

С начала 20-х, уже в послереволюционное время, бессменным соавтором В. Щуко стал В. Гельфрейх. В 1923 они строили иностранный отдел Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве, в том же году возводят пропилеи Смольного, образованные двумя пятиколонными рим-ско-дорическими портиками. В 1926–27 Щуко и Гельфрейх создают два памятника В.И. Ленину — один у Смольного, другой — у Финляндского вокзала.

В 20–30-х Щуко много проектирует, но осуществленными оказываются лишь немногие проекты. Среди них — новое здание библиотеки им. В.И. Ленина в Москве с величественным портиком, фиксирующим угол улиц Воздвиженки и Моховой, и здание театра в Росто-ве-на-Дону, выполненное в стилистике конструктивизма. Последние годы жизни отдал проектированию так и неосуществленного Дворца Советов в Москве, над которым работал вместе с Б. Иофаном и В. Гельфрейхом. В то же время он разрабатывает архитектурную часть Большого Каменного Моста в Москве (1937).

Говоря о В. Щуко, который был блестящим рисовальщиком и живописцем, нельзя не упомянуть о его театральной деятельности: им оформлено более 40 спектаклей.