Универсальная эстетика ар нуво / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Универсальная эстетика ар нуво

Артур Жиллет

Витражный потолок Каталонского дома музык, Барселона

Люстра зрительного зала Паласио де ла Мусику Каталана в Барселоне, архитектор Луис Доменик-и-Монтанер

Помпезность замыслов и консервативные выразительные средства — вот те характерные черты европейского искусства второй половины XIX века, против которых восстали представители нового искусства — ар нуво (или стиля модерн). Это было время бурного роста городов, когда новоявленные богачи, изо всех сил стремясь перещеголять один другого, заказывали для себя особняки и другие здания с такой напыщенной серьезностью, что архитектура стала совершенно бездушной. На этом фоне ар нуво выплеснулось, казалось, прямо из самого сердца, не желающего примириться со скучным однообразием всего, что окружает человека, что формирует его быт: жилища, мебели, посуды и другой домашней утвари.

Модерн выразил ностальгию по прошлому, по первозданной природе, по всему негородскому и несвоременному, по прихотливым изгибам виноградной лозы и цветочного стебля, по шершавой поверхности сосновой шишки, одним словом, по той асимметрии, которая была утрачена в индустриальную эпоху. Характерная для эстетики конца XIX века тяга к средневековью, связанная с движениями национального возрождения, прекрасно уживалась со стилем ар нуво, и все-таки он был обращен в будущее: приверженцы этого направления часто использовали в своих работах новые, современные материалы, подчеркивавшие их новаторство. Разве камень годится лишь на то, чтобы помогать нуворишам демонстрировать свое благосостояние и солидность? Нет, новый стиль, чуждый напыщенности, показал его возможности, оживив тяжеловесный материал изображениями буйной растительности, мифических животных и людей, которым, кажется, неведомо само понятие греха. Но художники-модернисты не только работали с камнем как с глиной, они постоянно прибегали к таким новым средствам, как полихромное покрытие, ковкая сталь, стекло, цветное и волнистое, оригинально и смело сочетая их в различных своих творениях, будь то дома или мебель.

Что касается побочных влияний, то можно сказать, что модерн был стилем экстравертным. Трактовка природы, характерная для японской пейзажной живописи — общепризнанного источника вдохновения большинства художников этого направления, — почти всегда присутствует в их творчестве. Иногда в нем чувствуется отзвуки эпохи Великих Моголов (в формах некоторых башен, например). Были среди модернистов Центральной Европы и такие, кто обращал взгляд еще дальше на восток.

Но дал ли что-нибудь сам модерн мировому искусству? Бытует распространенное заблуждение, что ар-нуво — явление сугубо европейское, что лишь отдельные его всплески достигли берегов Нового Света. Утверждение это далеко от истины. После пышного расцвета нового искусства по всей Европе, от Хельсинки до Рима и от Москвы до Парижа, его семена разнеслись по всему свету. Это был первый по-настоящему универсальных архитектурно-художественный стиль нашего века. Весьма энергичное и оригинальное ответвление этого течения, возникшее в Соединенных Штатах, впоследствии само стало оказывать влияние на Европу. Его каталонский вариант, модернисмо, пустил корни на Кубе, где приобрел «тропический» оттенок (например, в этикетках сигарных коробок). Бельгийцы в Аргентине, а итальянцы в Чили возводили роскошные виллы в стиле модерн; образцы его можно встретить в Северной Африке, в Турции и в Японии.
Новаторство формы, предпочтение современным материалам и интернациональность ар нуво были созвучны эпохе. Чувство юмора и изысканность, отвергавшие холодную покорность, — тоже своеобразное знамение времени. Излюбленной деталью модерна были двери в виде буквы «омега», которая напоминала улыбку, благодаря чему архитектуры в этом стиле прозвали «улыбающейся». Но разразившаяся первая мировая война нанесла ей сокрушительный удар.

Звезда ар нуво закатилась в 20-е годы. На смену его улыбкам и завитушкам пришла угловатая лаконичность функционализма на западе, и конструктивизма в Советской России…

…Нынешнее отношение к искусству модерна довольно противоречиво. С одной стороны, здание, построенные в этом стиле, либо сносят, либо просто оставляют доживать свой век без ремонта. А с другой — непроходящая ценность ар нуво получает все большее международное признание.

История стиля модерн. Ар нуво. Сецессион. Югендстиль, etc…

  1. Универсальная эстетика ар нуво
  2. Апофеоз фантазии
  3. Египет. От Гора до “Аиды”
  4. Бельгия. Дом как единое произведение искусства
  5. Австрия и Германия. Вариации в югендстиле
  6. Россия. “Северное возрождение”
  7. Испания. Барселонское модернисмо
  8. Куба. Мифология и искусство каменщиков
  9. Аргентина. Эстетическая революция