Египет. От Гора до “Аиды” / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Египет. От Гора до “Аиды”

Мона Заалук

Деревянная коробка для сигар с инкрустацией из цветного стекла в виде скарабеев, фирма "Тиффани", Нью-Йорк (ок. 1900)

После строительного бума в Каире уцелело всего несколько зданий в стиле ар нуво, перекинувшем мостик между архитектурой средневековья и современность и отразившем сложные взаимосвязи между Египтом и Европой XIX века.
Ар нуво — течение эклектическое, его приверженцы искали источники вдохновения за пределами Европы, продолжая традицию, зародившуюся еще в XVIII веке, во времена барокко, когда восточные мотивы были особенно в моде.

Брошь с изображение шершня на цветке лотоса, Жорж Фуке (1885-1889)

Девятнадцатое столетие, с его стремительными политическими, техническими и экономическими переменами, появлением общедоступных массовых зданий, распространения фотографии и телеграфа, невиданным прогрессом на транспорте и в области коммуникаций, создало идеальную среду для быстрого распространения по всему свету новых идей, форм и открытий. Печаталось множество книг о путешествиях, путеводителей, журналов, которые будили интерес европейцев к дальним странам и их обитателям. Зародившийся в самом конец XIX века стиль ар нуво как в зеркале отразил эту ситуацию. Его питало множество источников, и одним из них, несомненно, было искусство Древнего Египта и его философия, но связь была как бы подспудной и не проявилась напрямую.

В Европе мода на египетскую культуру возникла еще в 1799 году. Во время Египетской экспедиции Наполеона его корпус сопровождало 120 ученых, которые должны были изучить памятники Древнего Египта и составить их полных каталог. После 1809 года результаты их труда были опубликованы в иллюстрированном издании, и вскоре «древнеегипетский стиль» прочно утвердился в архитектуре, живописи и декоративно прикладном искусстве Европы.
В конце XIX века искусство и мифология Древнего Египта вновь привлекли внимание европейцев, на этот раз мыслителей и художников, пытавшихся восстановить духовные ценности в ставшем чересчур материалистичном мире. Одним из многочисленных источников, питавших ар нуво, был символизм, уводивший в страну фантастических грез, во многом напоминавших древнеегипетскую настенную живопись с ее культом смерти и загробной жизни преклонением перед вечной женственностью.

Еще сильнее влияние Древнего Египта проявилось в начале XX века в творчестве таких мастеров прикладного и ювелирного искусства, как Гайар, Готре, братья Пьер, Жорж Фуке. Создавая украшения из драгоценных металлов, камней, цветного стекла и эмали, они использовали древнеегипетские мотивы (цветущий лото, скарабей, змея, крылатый бог Гор). В Древнем Египте искусство буквально пропитывало повседневную жизнь. Такую же цель ставили перед собой и сторонники ар нуво.

Подъезд жилого дома в Брюсселе в стиле ар нуво (1900)

Но не только Европа открывала для себя Египет, он тоже повернулся к Западу. Будучи дальновидным политиком, правитель Египета Мухаммед-Али (1769-1849) всегда старался модернизировать свою страну. Он учредил стипендии для ученых, философов и исследователей, поощряя их поездки для обучения во Францию. Во второй половине XIX века египетская знать считала Европу законодательницей мод. Так, например, Каирский оперный театр, строительство которого было приурочено к открытию Суэцкого канала (первой оперой, поставленной на его сцене, стала написанная Верди на египетский сюжет «Аида»), был сооружен Хедивом Исмаилом как точная копия миланского театра Ла Скала, только поменьше размером. Таким образом Европа и Египет искали вдохновения в наследии чужих культур.

Фаянсовая чаша в виде сокола, Эмиль Галле (1885-1889)

И когда в начале XX века в Египет потянулось множество европейских художников, ремесленников, архитекторов и вообще представителей интеллигенции, они нашли щедрых покровителей в лице богатых египтян, желавших перенять европейские обычаи. В результате постройки в традиционным архитектурном стиле, сохранившемся со времен Фатимидом, потеснили в Каире и Александрии новые здания в стиле ар нуво. Особняки и общественные здания украсил искусный лепной орнамент. Скульптуры, колонны, вьющиеся растения сменили строгое убранство комнат, а ар нуво в свою очеред позаимствовало у египтян традиционную роспись потолков.

Прекрасными образцами египетского модерна стали отель «Сесиль» в Александрии и каирский отель «Космополитан», а также сооруженная швейцарским эмигрантом чайная Гроппи. Тщательные поиски могут открыть еще много неизвестных памятников, затерявшихся на улицах современного Каира.

История стиля модерн. Ар нуво. Сецессион. Югендстиль, etc…

  1. Универсальная эстетика ар нуво
  2. Апофеоз фантазии
  3. Египет. От Гора до “Аиды”
  4. Бельгия. Дом как единое произведение искусства
  5. Австрия и Германия. Вариации в югендстиле
  6. Россия. “Северное возрождение”
  7. Испания. Барселонское модернисмо
  8. Куба. Мифология и искусство каменщиков
  9. Аргентина. Эстетическая революция