Дом Роби (Frederick Robie House) / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Дом Роби (Frederick Robie House)

Дом Роби (Frederick Robie House), план 1-ого этажа, архитектор Фрэнк Ллойд Райт

Местонахождение: Чикаго (шт. Иллинойс, США)

Архитектор: Фрэнк Ллойд Райт
Строительство: 1908г.

Источники: Анисимова И.И.
Уникальные дома (от Райта до Гери): Учеб. пособие по спец. «Архитектура». — М.: Архитектура-С, 2009. — 160с., ил.

Нил Стивенсон
«Архитектура. Архитектурные шедевры со всего мира»
Издательство «Дорлинг Киндерсли» Лондон-Йью-Йорк-Сидней-Москва

Дом Роби (Frederick Robie House), план 2-ого этажа, архитектор Фрэнк Ллойд Райт

Дом Роби (Frederick Robie House), общий вид, архитектор Фрэнк Ллойд Райт

Дом Роби в чикагском пригороде Саут-Вудлон – признанный шедевр в серии загородных особняков («домов прерий»), созданных Френком Ллойдом Райтом в начале XX века. Респектабельность облика и новаторская пространственная композиция этих домов вполне устраивала заказчиков – разбогатевших дельцов. Все дома Райта, построенные в этот период, отличаются свободной планировкой, ядром которой является камин. В доме Роби подчеркнуто горизонтальный силуэт ассоциируется с бескрайними просторами Среднего Запада.

Идее распластанной, словно летящей, композиции подчинена форма всех элементов здания: невысоких этажей, плоской платформы дома, широких навесов крыши. Дом оснащен новинками техники того времени: электрическим освещением, отопительной системой под полом, кондиционерами, а обработанные по новейшей технологии бетон и кирпич прекрасно сочетаются с полированным вручную деревом и цветными витражами.

Архитектура дома Роби

  1. План. В доме Роби основные помещения не имеют дверей и свободно перетекают одно в другое, роль перегородок играют передвижные решетчатые экраны. Композиционное ядро плана – расположенные в центре камины и парадная лестница. Разнообразие пространственных эффектов в жилых зданиях стало главным вкладом Френка Ллойда Райта в развитии зодчества.
  2. Затененное крыльцо. Крытое крыльцо, соединяя интерьер дома с внешней средой, расширяет жизненное пространство дома.  Здание отгорожено от улицы кирпичной стенкой и поднято на платформу, что придает ему характер подчеркнуто частного жилища и обеспечивает комфорт его обитателей.
  3. Единое пространство. Помещение главного холла разделено одним лишь камином, а уединение обеспечивают экраны-перегородки. Стиль мебели и отделки, а также встроенные отопительные и осветительные приборы усиливают впечатление единого художественного замысла.
  4. Пояс окон. Райта вдохновляли достижения науки и техники. В доме Роби треугольный торец здания со сплошным поясом окон напоминает нос парохода – динамичного символа Промышленной революции.
  5. Дождевальная установка. В бетонные контейнеры для цветов вмонтирована дождевальная установка. Все дома Райта оборудованы последними достижениями современной техники.
  6. Парящий силуэт. Огромный навес над входом поддерживают стальные консольные балки. Навес придает дому выразительный силуэт, напоминающий старинные деревенские постройки.
  7. Римский кирпич. Изящная линия кладки из удлиненного («римского») кирпича выделена цементными швами. Строительный раствор вдавлен вглубь, и кирпичи создают тень, подчеркивающую горизонтальность полосы.
  8. Декор. Двери дома Роби затейливо украшены цветными витражами с изящными свинцовыми переплетами. Райт считал декоративные детали органичной частью архитектурного сооружения.
  9. Стеклянные двери. Большие стеклянные двери, размещенные между несущими крышу кирпичными пилонами, соединяют внутренне пространство холла с открытой террасой.
  10. Камины. Центральную часть в композиции дома занимает каминная башня.
  11. Спальни. Изолированные спальные комнаты расположены под пологой крышей. Верхний этаж представляет собой резкий контраст с незамкнутым открытым пространством нижнего.
  12. Главный холл. Главный холл приподнят над землей. Террасные стены разной высоты ограждают холл от внешнего мира и одновременно связывают помещение с улицей.
  13. Каменные вазы. Плоские каменные вазы на углах кирпичной стенки отмечают границы дома. Они усиливают горизонтальный строй здания и выделяют крайние оси его композиции.