Часовня Королевского колледжа в Кембридже / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Часовня Королевского колледжа в Кембридже

Капелла Королевского колледжа в Кембридже, Картина Каналетто

Местонахождение: Кембридж (Великобритания)
Создание: 1446-1515 гг.
Ведущий мастер: Джон Уайстел


Капелла Королевского колледжа в Кембридже, план

Капелла Королевского колледжа в Кембридже, деталь интерьера

Капелла Королевского колледжа в Кембридже, разрез

Капелла Королевского колледжа в Кембридже, интерьер

Капелла Королевского колледжа в Кембридже, веерный свод

Капелла Королевского колледжа в Кембридже, интерьер

Капелла Королевского колледжа в Кембридже – лебединая песня английской перпендикулярной (поздней) готики. Капелла входит в ансамбль построек университетского колледжа, группировавшихся вокруг центрального двора. В плане это простое прямоугольное здание; внутри – торжество света и архитектурных форм, богатое декоративное убранство.  Текучие линии веерного свода, возведенного мастером-каменщиком Джоном Уайстелом, и кажущаяся невесомость опорных столбов, скрытых пучками мраморных колонн, создают изумительное по красоте каменное кружево.

В строительств капеллы выделяют три этапа (1446-62, 1477-84, 1508-15), совпадающие с ключевыми событиями европейской истории. Первый камень в фундамент капеллы был заложен, когда над Флорентийским собором начал подниматься купол Брунеллески. А к 1515 году в политической жизни Европы произошли серьезные изменения, пошатнувшие непререкаемый прежде авторитет католицизма. Когда в британскую архитектуры начали проникать веяния эпохи Возрождения, Англия уже стола на пороге протестантской реформы. К счастью, капелла избежала печальной участи многих церковных зданий, варварски разрушенных в период Реформации (XVI век).

Архитектура капеллы

  1. Угловые башни. Угловые башни, увенчанные тюдоровскими куполами, были одновременно и колокольнями. Они украшены типичным для готики лиственным орнаментом и остроконечными башенками (пинаклями); вверху – резные навершия в виде четырехлистников (квадрифолий) и равноконечных крестов.
  2. Ажурные рамы. Ажурные каменные решетки окон в верхней части стены сказочно преображают освещенные капеллы. Они заполнены цветными витражами со сценами из Ветхого и Нового заветов.
  3. Оконные ниши. В оконных нишах под резными балдахинами должны были стоять статуи святых. Ко времени окончания строительства характер богослужения изменился: поминовению усопших уже не придавалось большого значения, и ниши остались пустыми.
  4. Боковые капеллы. По обеим сторонам нефа расположены боковые капеллы, отделенные тонкими резными перегородками.
  5. Арочные проемы. Пространство капеллы образовано 12 арочными проемами. Единая конструкция и поддерживающие стены опорные столбы, каждый из которых заканчивается угловой башней, создают надежный каркас здания. Стены между столбами утрачивают конструктивное значение, и их поверхность заполняют витражи.
  6. Королевский герб. Королевский герб в  нишах алтаря появился здесь в эпоху Реформации. Развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской и женитьба короля на Анне Болейн ускорила разрыв с Римской церковью.
  7. Готический свод. Конструкция готического свода совершенствовалась более трех столетий. Свойственный архитектуре Англии интерес к декоративности особенно ярко проявился в ювелирном плетении парящих веерных сводов. Давление на главные опоры распределялось через расходящиеся лучами нервюры, придавая конструкции изящество и невесомость.
  8. Готическая арка. Готическая стрельчатая арка более красива и выразительна, чем классическая полуциркульная. У полукруглой арки высота всегда равна половине ширины пролета, а у стрельчатой высота может варьироваться, и нередко высота арки равна расстоянию между опорами.
  9. Замковые камни. Нервюры веерного свода сходятся в центре и соединяются замковыми камнями. Благодаря неглубокому рельефу свода такая система расположения нервюр уменьшает боковое давление на внешние стены. Резные замковые камни украшены «розами Тюдоров» и «решетками Бофортов» .
  10. Колонны. Колонные, составленные из множества мраморных стволов, выглядят легкими и стройными. Текучие линии колонн и арок, плавно поднимаясь вверх, растворяются под сводами, символизируя духовную связь земного и небесного.
  11. Алтарная перегородка. Деревянная алтарная перегородка, созданная в 1536 году, отделяет прихожан от духовенства. Средневековая  форма и навеянное античными мотивами убраснвто с аркадой указывают на то, что перегородка была построена в период, когда готика уступала место стилю эпохи Возрождения.