Жилой дом Шредер в Утрехте / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Жилой дом Шредер в Утрехте

Название: Rietveld Schröderhuis (nl), Rietveld Schröder House / Schröder House (en)
Местонахождение: Утрехт (Голландия (Нидерланды))
Создание: 1924 г.
Стиль: Функционализм
Архитектор(ы): Геррит Томас Ритвельд
Заказчик / Основатель: Трюс Шрёдер (Truus Schröder-Schräder)

Архитектура дома Шредера

  1. Группа «Стиль». Группа «Стиль» появилась в Голландии в 1917 году. Ее художественная программа основана на работах архитектора и теоретика искусства Тео ванн Дусбюрга (1883-1931 гг.), призывавшего отказаться от изобразительности и обратиться к строгим геометрическим формам и чистым цветам. Наиболее ярко эти принципы выразились в творчестве Пита Мондриана. Эстетические идеи группы воплотились в живописи, книжной графике, мебельном искусстве и немногих архитектурных работах. Группа «Стиль» распалась в 1931 году. Позднее ее опытом воспользовалась немецкая школа архитектурного авангарда «Баухауз». Дом Шредер – своеобразный манифест эстетических идеалов группы «Стиль». Все элементы дома – мебель, перила лестниц и балконов, прочие детали – пронизаны единым художественным замыслом.
  2. Расположение дома. Облик дома Шредер сильно отличается от архитектуры ближайших особняков. В этом демонстративном неприятии традиционной жилой архитектуры выразилась бунтарская философия группы «Стиль».
  3. Аксонометрическая проекция. Все интерьеры дома объединены общей композиционной идеей. Основные площади, предназначенные для работы, отдых и сна, расположены на 2-м этаже; его планировка легко меняется с помощью системы раздвижных перегородок. На 1-м этаже помещения традиционного разделены стенами.
  4. Абстрактная композиция. Окрашенные в чистые цвета перпендикулярные плоскости , ребра стен, стойки и выступающие плиты образуют абстрактный объем, напоминающий живопись Мондриана.
  5. Торжество геометрии. Главный композиционный прием – строго перпендикулярное расположение плоскостей стен и перекрытий, разделенных кое-где стеклом, — зрительно разрушает замкнутый объем дома, соединяя внутреннее пространство с внешним.
  6. Скамейка на крыльце. Как и все элементы встроенной или свободно стоящей мебели этого дома, скамейка на крыльце – неотъемлемая часть его архитектурного облика.
  7. Первый этаж. Первый этаж дома в отличие от второго имеет традиционную планировку. Там размещены кабинет, кухня и две спальни.
  8. Балконная стойка. Бетонную плиту балкона поддерживает стальная стойка. Опора задумана как важный элемент открытой композиции дома – это часть трехмерного каркаса, зрительно выходящего за пределы здания.
  9. Фонарь на крыше. Лестничная клетка, расположенная в центре здания, освещается через стеклянный фонарь.
  10. Угловое окно. Окна открываются строго под прямым углом к стене, продолжая геометрическую сетку каркаса. Несущие стойки отодвинуты внутрь от края здания, потому, когда угловое окно открыто, возникает впечатление, что угол дома исчез.
  11. Конструкции. Для создания художественных эффектов в здании применена смешанная конструктивная система: стальной каркас и бетонные стены. Это лишает сооружение той конструктивной чистоты, которой достиг Ле Корбюзье, использую бетонный каркас в вилле Савой.
  12. Основные цвета спектра. Элементы стального каркаса, ярко окрашенные в основные цвета спектра, резко выделяются на фоне белых и серых стен. Абстрактная композиция здания разрушает привычную замкнутость обычного жилого дома, как бы вынося каркас наружу.

    Источники:

  • Нил Стивенсон "Архитектура. Архитектурные шедевры со всего мира" Издательство "Дорлинг Киндерсли" Лондон-Йью-Йорк-Сидней-Москва
  • Анисимова И.И. Уникальные дома (от Райта до Гери): Учеб. пособие по спец. "Архитектура". - М.: Архитектура-С, 2009. - 160с., ил.