Собор Парижской Богоматери / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Собор Парижской Богоматери

Название: Notre-Dame de Paris (fr), Notre-Dame de Paris (en)
Другие названия: Парижский собор Нотр-Дам / Нотр-Дам де Пари / Нотр-Дам-де-Пари
Местонахождение: Париж (Франция)
Создание: 1163-1345гг.
Стиль: Готика, Псевдоготика
Архитектор: Жан де Шель, Пьер де Монтрей и др., Виолле-ле-Дюк

Крестообразный план, высокий неф, трансепт и башни готический собор унаследовал от архитектуры романских церквей XI века. Но уже в ранней готике был сделан большой шаг вперед: начинают использоваться конструктивные возможности стрельчатой арки и ребристого свода. Ярким воплощением достижений средневекового зодчества является собор Парижской Богоматери.

Стремясь создавать все более грандиозные храмы, строители увеличивали их высоту, что и потребовало новых инженерных решений. Замковый камень в хоре СОБРа расположен на высоте 33 метра – намного выше, чем в более ранних церквях. Возведение храма началось с нефа. Своды добавили к высоте здание еще 2 метра, и стало ясно, что при большой высоте система столбов боковых нефов утрачивает надежность. Спасительное решение нашли мастера XIII века, которые изобрели наружные каменные полуарки – аркбутаны, ставшие характерной чертой готической архитектуры.

Архитектура собора Нотр-Дам

  1. Западный фасад. По бокам западного фасада возвышаются две одинаковые башни, соответствующие по ширине боковым нефам. Вертикали башен уравновешены лентами декоративных галерей. Продуманное соотношение горизонтального и вертикального членения придает фасаду сдержанную мощь. Собор господствует в облике площади, определяя ее облик.
  2. Юго-западная башня. В 69-метровой юго-западной башне с XV века находится главный колокол собора, отлитый заново в 1685 году. По преданию, в сплав добавляли золото и драгоценные камни – считалось, что это придает звону особую чистоту звучания.
  3. Система опор. При высоком нефе и относительно небольшой толщине стен (в среднем 1 метр) потребовалось дополнительные внешние опоры, чтобы погасить сильный боковой распор сводов.
  4. Центральный портал. Центральный портал собора украшают скульптурные изображения сцен Страшного суда, показывающие спасение праведников и осуждение грешников на вечные муки.
  5. Витражи. Готическую архитектуры отличает изящество. Ритмически повторяющиеся арки играют роль опорных конструкций, принимая на себя давление сводов. В результате стены утрачивают конструктивное значение, и их  «вытесняют» огромные витражи.
  6. Контрфорсы. В соответствии с новым конструктивным подходом контрфорсы стали более мощными. Вертикальный массив контрфорсов придает устойчивость зданию, принимая горизонтальное усилие – распор от сводов нефа.
  7. Укороченный трансепт. Строители собора сделали трансепт необычно коротким. Позже его увеличили, но и после этого фасады трансепта едва выступают за линию боковых нефов.
  8. Верхний ряд окон. В XIII веке окна верхнего ряда были расширены, чтобы в главном нефе стало светлее.
  9. Аркбутаны. Аркбутаны – двухъярусные связующие полуарки, перекинутые от стен главного нефа на контрфорсы. Верхний рукав придает устойчивость высокой стене, принимающей действие воздушных потоков, а нижний гасит давление сводов.
  10. Реставрация собора. Волнующий романтический образ Нотр-Дам создан Витором Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери». Возрождение интереса к готике способствовало тому, что призыв Гюго отреставрировать древний собор был услышан. Реставрацией, состоявшейся в 1845-56 годах, занимался архитектор Виолле-ле-Дюком.
  11. Гротескная скульптура. Знаменитые скульптуры фантастических чудовищ украсили собор в XIX век, во время реставрации. Реставраторы не столько пытались восстановить первоначальный облик здания, сколько представить историю собора путем имитации разных готических стилей. В таком подходе отразился характерный для того времени интерес к готике.
  12. Деревянный шпиль собора. Деревянный шпиль собора высотой 96 метров был уничтожен во время Французской революции XVIII века и восстановлен при реставрации.

    Источники:

  • Саваренская Т.Ф. – Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков, Москва Стройиздат, 1987г.
  • Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
  • Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. – М.: Мол. гвардия, 1990.
  • "Всеобщая история искусств" том II, книга первая "Искусство", Москва, 1960
  • Виолле ле Дюк "Беседы об архитектуре" Том первый. Издательство всесоюзной академии архитектуры Москва 1937 г.
  • Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вызов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. - М.: Стройиздат, 1975 - Т.I.
  • Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с, 227 ил.