Поиск чертежей:
.ya-page_js_yes .ya-site-form_inited_no { display: none; }
КАРТОТЕКА – поиск по критериям

Палаццо Строцци во Флоренции


Палаццо Строцци, чертежи
Местонахождение: Флоренция (Италия)
Строительство: 1489-1505 гг.
Архитектор: Бенедетто да Майано, Кронака

Источники: Всеобщая история архитектуры, том 5
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков
Эпоха Возрождения
1967г., Москва

Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.



Карниз палаццо Строцци


Фасад палаццо Строцци во Флоренции


Окно палаццо Строцци во Флоренции

Архитектура палаццо

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Долгое время искусствоведы не могли окончательно решить, кто является создателем палаццо Строцци — Джулиано да Сангалло или Бенедетто да Майано. Только в результате продолжительных стилистических исследований, а также тщательного изучения документов было доказано авторство Бенедетто.

Палаццо Строцци — это уникум флорентийской архитектуры раннего Ренессанса.

Так же как и в декоративно-скульптурных работах Бенедетто, здесь отмечается простота художественного замысла, четкость и выразительность.

Палаццо чужды архитектурные идеи школы Альберти: постройка выполнена в плане традиций флорентийского зодчества; простой рустичный фасад, полное отсутствие каких бы то ни было колонн, пилястр, декоративных элементов, занимавших столь видное место в произведениях Альберти. Имеются только два скромных пояска, цоколь и карниз; между тем в фасаде удачно найдены пропорции, достигнута гармония основных масс.

Все это как раз и являлось основной задачей мастера. Суровым величием веет от строгих стен палаццо Строцци, чьи соотношения полны спокойствия и уравновешенности; фасадный рисунок здания четок.

В оформлении фасада широко применена рустичная облицовка как средство фактурного и ритмического порядка, причем в проработке плоскости стены архитектор добился предельной выразительности. Подобно палаццо Рикарди, рельеф камней здесь смягчается по мере повышения, но это осуществлено иными средствами.

Сами камни имеют совершенно своеобразную форму: гладко отшлифованные, эллиптического сечения полувалы с косо срезанными торцами. В первом этаже рустики имеют сильно выпуклый профиль, приближающийся к полуокружности, во втором — выпуклость несколько уменьшается, в верхнем камни становятся еще более плоскими, сохраняя тем не менее свое эллиптическое сечение. Высота отдельных слоев в одном и том же этаже переменная, длина камней также различная.

Все это дало возможность зодчему, варьируя сочетание камней различной длины и профиля, добиться в итоге необычайной архитектурной выразительности стенной поверхности. Каждый рустик полон эластичной силы и напряжения; весь фасад как бы пружинит. Чем ниже, чем сильнее нагрузка — тем выпуклее камни, тем больше в них упругости.

Эффект этот еще более усиливается благодаря мастерству выполнения. Каждый камень подвергся тщательной обработке, чему еще более способствовал сам метод работы: камни окончательно обрабатывались и шлифовались будучи уже установлены на место, и тем достигалось впечатление, будто бы рустики «выскакивают» из одной поверхности. Вся стена — как бы одно монолитное целое.

Подобное мастерство требовало, бесспорно, единства замысла и выполнения, сосредоточения функций архитектора и производителя работ в одних руках.

Шедевром палаццо Строцци является венчающий здание карниз работы зодчего по прозвищу Кронака.

В архитектуре раннего итальянского Ренессанса карнизу уделялось особое внимание: он являлся одним из основных архитектурных средств художника. Момент завершения композиции сильным горизонтальным штрихом чрезвычайно характерен для стиля; карниз — одно из достижений в этом отношении; он, бесспорно, имеет преемственную связь с карнизом палаццо Рикарди работы Микелоццо. Далеко выступая из стены, карниз подчеркивает ее плоскостный характер. Вместе с этим, он органически связан с фасадной плоскостью определенным ритмическим единством. Пластическая проработка карниза классична по своему изяществу и простоте; она словно вознаграждает за общую декоративную скупость фасада.

Архитектор умело вводит под карнизом совершенно гладкий, спокойный фриз, как бы отделяя им рустичную кладку от самого карниза. Этим средством подчеркивается, выделяется архитектурная лепка карниза.

План палаццо Строцци однотипен с планами более ранних сооружений дворцовой архитектуры флорентийской школы: четырехугольник с внутренним, также характерным для раннего Ренессанса, двором квадратных пропорций. Помещения размещены последовательно; все они прямоугольной или же квадратной формы. Потолки частично кессонные, частично сводчатые. Последние сделаны, главным образом, в залах и помещениях больших размеров, что придает им особо торжественный вид.

Архитектура внутреннего двора приписывается также Кронаке. Первый этаж выполнен традиционно, в виде аркады на колоннах, поддерживающих стену второго этажа, третий представляет собой лоджию, ограниченную легкими колонками с перилами — балюстрадой, — мотив, встречаемый здесь впервые. Среди новых веяний можно назвать применение — в качестве оформления стен второго этажа — пилястр с перекинутыми по ним легкими архивольтами, как бы повторяющими мотив нижней аркады; введены также профилированные междуэтажные пояса. Вообще появляется стремление как бы изжить гладкую поверхность стены (этот прием широко использовался ранними мастерами эпохи) и расчленить ее элементами архитектурного порядка, придав ей этим большую выразительность.

Зодчий Симоне дель Поллайоло по прозвищу Кронака (1457—1508), который сотрудничал с Бенедетто да Майано во время возведения палаццо Строцци, является одним из значительных мастеров своего времени1. Большую частьжизни он провел в Риме, где занимался изучением классического архитектурного наследия, что и отразилось в его творчестве. Помимо совместной работы с Майано, Кронака сотрудничал с другим известным архитектором раннего Ренессанса — Джулиано да Сангалло.

Имена этих трех архитекторов встречаются в целом ряде документов, относящихся к сооружению палаццо Строцци.

Помимо Кронаки, на первых этапах разработки проекта дворца участвовал и Сангалло, представивший свою модель, которая хотя и не была осуществлена, но не могла не повлиять на замысел Бенедетто да Майано и Кронаки. Так, например, модель Сангалло (не сохранившаяся) предусматривала во дворе палаццо тот же принцип разбивки оконных проемов, который был принят архитектором Кронакой. Кроме того, идея рустичного фасада тоже предусматривалась ранее и Сангалло, но у него рустик был лишь в первом этаже, Бенедетто же развил его на весь фасад.

Помимо участия в строительстве палаццо Строцци, Кронака известен также как автор флорентийского палаццо Гауданьи, характерного применением на его фасаде декоративных орнаментов сграффито и выведением на внешний фасад лоджий четвертого этажа (в известной мере аналогичных верхним дворовым лоджиям палаццо Строцци). Главнейшее создание Кронаки — церковь Сан-Франческо близ Флоренции, отличающаяся лаконичной простотой и своеобразием. Выстроенная в стиле раннего Ренессанса, она выделяется умеренностью в применении декоративных средств, тщательностью в проработке архитектурных деталей и свидетельствует о развитом чувстве пропорций у ее автора.