Паллацо Фарнезе в Риме / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Паллацо Фарнезе в Риме

 Паллацо Фарнезе, чертежиМестонахождение:
Рим (Италия)
Создание: 1514-1589 гг.
Архитекторы: Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело Буонарроти, Джакомо да Виньола, Джакомо делла Порта
Заказчиккардинала Алессандро Фарнезе, позже ставший папой Павла III.

Источники: Всеобщая история архитектуры, том 5
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков
Эпоха Возрождения
1967г., Москва

Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.


Карниз палаццо Строцци и Фарнезе

Карниз палаццо Фарнезе в Риме Микеланджело, чертеж окна

Архитектура паллацо

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Палаццо Фарнезе в Риме — одно из самых значительных произведений Антонио Сангалло.

Первоначальные наброски палаццо относятся к 1514 году, но постройка начала осуществляться значительно позже. Лично Сангалло удалось Довести сооружение лишь до второго этажа.

После смерти зодчего работами руководил Микеланджело.

По своему пространственному облику палаццо Фарнезе задуман в плане традиций тосканской дворцовой архитектуры: здание имеет форму правильного параллелепипеда с замкнутым внутри него прямоугольным двором.

Архитектура палаццо Фарнезе — типичный образец стиля высокого Ренессанса. Пластическая проработка фасадов, монументальность и импозантность их внешнего облика — отличительные признаки римской школы — проявлены здесь достаточно определенно. Фасад палаццо Фарнезе знаменует собой отказ от рустики, характерной для всех флорентийских дворцов и более ранних римских палаццо. Стена палаццо лишена рельефа, и на ее гладкой поверхности четко выделяются архитектурно-орнаментальные элементы.

Основной материал сооружения — кирпич, а облицовочный — штукатурка. Отделка углов, окон и дверей произведена травертином, добытым из развалин Колизея.

Стена импонирует массой и размерами, и это главное средство воздействия зодчего на зрителя. Основа композиции фасада — соотношение громадных массивных стен со сравнительно небольшими, близко друг к другу поставленными окнами. Ритмическое чередование поясов, составленных из окон, с лентами гладких стен производит значительный эффект. Тектоника фасада выявляется сильными горизонтальными поясами, подчеркивающими деление сооружения на три этажа. Прием этот характерен для подавляющего большинства рассмотренных выше палаццо Ренессанса. Существенной особенностью фасадного выполнения палаццо Фарнезе является отсутствие системы пилястр, составлявших пластический костяк фасадных плоскостей, введенных в дворцовую архитектуру Ренессанса Альберти (палаццо Ручеллаи) и воспринятых в римских палаццо (Канчеллерия, Джиро и других). В общем виде архитектурная схема фасада палаццо Фарнезе построена скорее по типу фасада флорентийского палаццо Строцци, нежели по схеме палаццо школы Альберти.

Венчающий здание карниз выполнен Микеланджело. Основным архитектурным элементом фасада служат оконные проемы, обрамленные колонками, поддерживающими небольшие фронтончики. Мотив этот, встречающийся в ряде работ римских зодчих, часто применялся ими и является типичным для высокого Ренессанса. Сангалло разнообразит этот мотив чередованием треугольных и дугообразных фронтонов. Окна нижнего этажа снабжены прямыми сандриками на консолях и, в отличие от флорентийских палаццо, не имеют крепостного вида.

Углы здания обрамлены рустиком, что, с одной стороны, способствует приданию им большей жесткости, а с другой — как бы ограничивает плоскость фасада.

Композиционный центр фасада — ворота, балкон над ними, центральное окно второго этажа с укрепленным над ним гербом — подчеркивают симметрию всего сооружения.

Интересен двор палаццо. Здесь получили отражение мотивы, выявленные во дворе церкви Санта-Мария делла Паче (работа Браманте) и во дворе палаццо Массимо работы Перуцци. Во двор ведут центральные ворота, непосредственным же преддверием к нему является трехнефный сводчатый вестибюль, ритмическая организация которого и царящий в нем полумрак усиливают контраст между ограниченным, сравнительно узким ходом и большим светлым двором, из-за чего достигается сильный пространственный эффект.

В архитектуре самого двора ощущается некоторая неувязка: тектоника верхнего этажа, осуществленного Микеланджело, заметно отличается от пластической организации первого и второго этажей; верхний этаж несколько тяжеловат по сравнению с нижними, применение же дугообразных сандриков над окнами и усложненный профиль пилястров не соответствуют почти классической чистоте архитектурной обработки низа. Мотив, использованный здесь Сангалло — колонки с арками на импостах, — возможно, навеян фасадом Колизея.

Сопоставляя двор палаццо Фарнезе с дворами ранних флорентийских палаццо, находим большое качественное различие в их архитектурной проработке, не говоря уже об общем пространственном осуществлении: вместо гладких, спокойных стенных поверхностей — усложненная профилировка, обильное применение колонн, пилястр, тяг, карнизов; вместо скромных медальонов — богато орнаментированные фризы; вместо отдельно стоящих колонок — мощные пилоны, поддерживающие отяжеленные стены верхних этажей. Скромные пояски заменены теперь античными антаблементами, украшенными классическими обломами.

В плане палаццо Фарнезе сильнее, чем в ранних дворцовых постройках Ренессанса, проявлено стремление подчеркнуть центрально-осевой характер сооружения. Это достигнуто, главным образом, организацией сквозных проходов в первом этаже, как бы делящих сооружение на две одинаковых половины. Разбивка помещений ясна и произведена вполне логично. Несмотря на общую симметрию, отдельные помещения (залы, комнаты, коридоры) расположены не симметрично. Это же относится и к лестницам, распределенным, казалось бы, случайно и не увязанным с фасадной проработкой.

Вклад Микеланджело

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Микеланджело принадлежит ряд архитектурных элементов в палаццо Фарнезе, в том числе замечательный по своей пластической лепке венчающий здание карниз. Эта работа была начата им в 1546 году, сразу же после смерти Сангалло. Тема большого, далеко выступающего карниза по-видимому заимствована из флорентийской дворцовой архитектуры. Как известно, Сангалло предполагал возвести карниз над фронтонами верхнего ряда окон. Микеланджело созданием своего карниза совершенно изменил композицию фасада.

Его мощный карниз как бы забивает пояса, разграничивающие отдельные этажи. Благодаря карнизу весь фасад воспринимается как одно монолитное целое. Карниз палаццо Фарнезе существенно отличается от других работ Микеланджело — это наиболее типичный образец Ренессанса. В его проработке доминирует пластика; работа проста, лишена какой бы то ни было тенденциозности.

Вклад Виньолы

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ