Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле или Софийский собор) / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле или Софийский собор)

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле), планМестонахождение: Стамбул (Турция)
Архитекторы: Исидор Милетский и Анфимий Тралльский
Годы строительства: 532—537 гг. (основана в 324г.)

Источники:

Иконников А.В., Степанов Г.П.
Основы архитектурной композиции
Искусство, М. 1971

Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.

П.П. Гнедич
“Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия
Москва “Эксмо”, 2009 г.

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле), аксонометрический разрез

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле), аксонометрический разрез

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле), продольный разрез

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле), продольный разрез

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле), поперечный разрез

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле), поперечный разрез

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле), площадь перед храмом, генплан

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле), площадь перед храмом, разрез

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле), интерьер

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле), система сводов

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле), Схема работы сводов

Создатели главного храма Византийской империи Святой Софии использовали опыт римских зодчих и приемы местных строителей. Это великолепное сооружение поражает грандиозным внутренним пространством. Центральный неф площадью 68,6х32,6 метра перекрыт огромным куполом, сложенным из кирпича и камня; пояс окон у основания купола, сияние мрамора и мозаик создают необыкновенное ощущение струящегося сверху света. Внешний облик храма производит не меньшее впечатление: массивные строгие стены и купола поддерживаются лишенными украшений контрфорсами в виде пилонов и башен. Высокие минареты появились только в XV веке, когда собор стал мечетью. Хотя многие древние росписи и мозаики были утрачены, благородная простота здания сохраняет в веках таинственную силу византийского искусства. В наше время собор превратился в музей.

«Кажется, что купол не покоится на твердом сооружении, но вследствие легкости строения золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает храм»
Прокопий Кесарийский

Архитектура храма

  1. Конструкция купола. Купол собора имел максимально возможные размеры, определенные еще римлянами, строителями Пантеона.
    Византийские мастера построили в свое время плоский купол собора без каких бы то ни было статических расчетов, по интуиции. Однако при закладке фундамента интуиция подвела их: пилястры собора повалились, и все здание рухнуло. Укрепление фундамента потребовало больше труда, чем постройка трех новых перекрытий. Вынужденная реконструкция испортила внешний вид собора — массивные контрфорсы странно противоречат воздушным легким куполам. Купол Святой Софии же приобрел более вытянутые очертания. Опорные башни тоже стали выше и массивнее.
  2. Главные купол. Центральный купол связан с восточным и западным полукуполами, которые вместе с ним перекрывают главный неф.
  3. Окна. Окна под куполом кажутся неуместными – ведь тяжелый венец должен иметь прочную, надежную опору. На деле же они уменьшают опасность возникновения трещин, а купол будто парит над зданием.
  4. Подпружные арки. Пилоны и подпружные арки обеспечивают равномерное распределение давления купола.
  5. Кирпичная кладка. У византийских строителей не было под рукой дешевого материала для производства бетона, поэтому они были вынуждены отказаться от применения бетонных конструкций, которые в свое время значительно облегчили строительство купола Пантеона. Впрочем, использование кирпичной кладки и густого известкового раствора даже немного ускорило темпы строительства – кирпич клали большие артели рабочих невысокой квалификации.
  6. Темпы строительства. Здание храма было построено необычайно быстро – в течении 5 лет. Две артели мастеров по 5 000 человек, соревнуясь, возводили восточную и западную части собора.
  7. Внутреннее пространство. Над центральной частью главного нефа высится огромный купол, диаметр которого 32,6 метра. Свет проникает внутрь сквозь отверстия у основания купола и через окна, прорезанные в тимпанах.
  8. Башни минаретов. Примерно через 900 лет после освящения храма, когда Византия была завоевана турками, здание превратили в мечеть и по обеим его сторонам выстроили минареты.
  9. Опоры. После землетрясения 557 года контрфорсы и несущие конструкции собора были укреплены.
  10. Башни. башни, примыкающие к северному и южному фасадам храма, расположены по обеим сторонам арок, поддерживающих центральный купол. Массивные башни гасят боковое давление арок.
  11. Тимпан. Стена-тимпан, обрамленная подпорной аркой, не является несущей, поэтому в ней прорезаны многочисленные окна.
  12. Пилоны. Опорные пилоны возведены из камня. Это позволило ускорить процесс работы в самом начале строительства – ведь кирпичная кладка застывает долго.