Поиск чертежей:
.ya-page_js_yes .ya-site-form_inited_no { display: none; }
КАРТОТЕКА – поиск по критериям

Конкурс на проект театра для Свердловска


Конкурсный проект на здание театра для Свердловска, архитектор М. Я. Гинзбург, план
Местонахождение: Екатеринбург (Россия)
Проведение конкурса: 1932 г.

Источники:

Г. Б. Бархин «Театры»
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

А.Г. Бархина
Г.Б. Бархин
Мастера архитектуры.
Москва, Стройиздат, 1981 г.

Программа конкурса

Большой архитектурный конкурс по заданию Наркомпроса на составление проекта синтетического театра для Свердловска состоялся в 1932 г.

Проект синтетического театра, т. е. театра, призванного обслужить драму, оперу, балет и, кроме того, служить залом собраний на 8000 человек, является наиболее гипертрофированным в отношении заданной универсальности театра и в отношении его вместимости. Программа для этого театра ставила перед проектировщиком задачи сложной механизации сцены, имеющей целью быструю смену постановок и включения театрального действия в зрительный зал. Размещение зрителей в зале также должно было отвечать совершенно определившимся в то время установкам, т. е. быть без балконов и ярусов, что крайне удаляло зрителя от сцены.

Названный конкурс дал в этом направлении ряд ответов, начиная от наиболее крайних, в которых театр превращался в крытый стадион (арх. Ладовский), или сцена по существу являлась цирковой ареной, окруженной зрителями, и театральное действие развивалось главным образом на воздухе (бригада ОСА), и кончая проектами, которые, соблюдая трудные условия программы, пытались разрешить поставленную задачу в сколько-нибудь реальных формах.

На конкурсе Свердловского театра были премированы три проекта: арх. Бархиных, Гинзбурга, Фридмана и Глушенко.

Проект архитектора М. Я. Гинзбурга


Конкурсный проект на здание театра для Свердловска, архитекторы Д.Ф. Фридман и Г.И. Глущенко, план
Все здание театра заключено в низкий, но значительный по площади трапецоидальный объем, который перерезается призматической стенкой высотной части сцены. Спереди от трапеции отходят два длинных узких крыла, заключающих аудиторию, театральный буфет и другие вспомогательные помещения. Задняя часть трапеции занята обширной сценой, которая может быть использована и как амфитеатр для развития вместимости зала. Амфитеатр выдвигается посредством гидравлических подъемников. Основная трансформация зала осуществляется путем поворота круглой площадки зрительного зала на 180°, которая при этом может стать либо просцениумом, либо ареной, расположенной в центре зала (как в театре Гроппиуса-Пискатора) Максимальное удаление зрителя от портала сцены — 45 м.

Проект архитекторов. Д. Ф. Фридмана и Г. И. Глушенко

Зрительный зал объединен со сценой, или вернее с арьерсценой, образуя при надобности зал собрания с двумя амфитеатрами. Во время театральных постановок арьерсцена служит развитием неглубокой сцены. По обе стороны последней устроены длинные карманы, из которых возможна подача на сцену сменных постановок. Над карманами расположены мастерские и сборочные помещения для декораций. Амфитеатру придан небольшой уклон. Максимальное удаление зрителя от портала сцены — 50 м. Архитектура фасада очень проста и по сочетанию криволинейных объемов не лишена своеобразного интереса.

На чертеже, представленном на сайте, приведен значительно измененный впоследствии вариант этого проекта. В 1-м этаже своеобразно и удачно организован гардероб, диференцированный на отдельные участки, мимо которых зритель проходит, направляясь непосредственно в зал. Зрительный зал имеет форму срезанного порталом эллипса, очень глубокие и удобные карманы. Внешняя архитектура построена на контрасте рифленого цилиндрического объема и гладкой призмы стены. Обработка фасада несколько мелка.

Проект архитекторов Г. Б. и М. Г. Бархиных


Конкурсный проект Большого Синтетического театра для Свердловска Г. Б. и М. Г. Бархиных, чертежи

В проекте зал может быть трансформирован в трех видах: 1) как театральный на 4 000 чел.; 2) как зал собраний на 6 000 чел. при включении амфитеатра, размещаемого на полукруглой сцене; 3) как зал собраний на 8000 чел. с присоединением амфитеатра, развиваемого в задней части зала. Арьерсцена сильно уходит вглубь для возможности образования глубоких перспективных постановок и развития на фоне сцены массовых действий.

Существовавшие требования того времени учтены в театре: возможность прохождения демонстраций по авансцене, сильно выдвинутый вперед просцениум с вращающейся игровой площадкой на нем; вращающаяся основная сцена, с развитой механизацией, с использованием обширного механизированного трюма для смены постановок.


Конкурсный проект Большого Синтетического театра для Свердловска Г. Б. и М. Г. Бархиных, поперечный разрез

Концертный зал расположен в передней часта здания и отделен от театрального фойе зимним садом.

На продольном разрезе видно, как отдельные элементы зрительного зала и сцены могут быть объединены в один архитектурный объем. Максимальное удаление зрителя от портала сцены — 45 м.

Проект архитектора. И. А. Голосова


Конкурсный проект Большого Синтетического театра для Свердловска И.А. Голосова, планы

В этом проекте автор своеобразно разрешает задачи смены одних театральных действии другими и возможности разностороннего использования театра. Сцена запроектирована из трех частей: глубинная, средняя и передняя сцены. Средняя сцена представляет вытянутую механизированную площадку, по обе стороны которой размещены места прямоугольного зрительного зала. Места обращены на площадку, т. е. к оси зала, что представляет значительное неудобство при представлении на задней глубинной сцене. Сцена-эстрада соединяется с обширным фоне. Оригинальная многоярусная «труба» заключает в себе концертный зал, аудитории и различные вспомогательные помещения. Демонстрации пропускаются под театром. Для автора того периода характерно архитектурное оформление театра полыми геометрическими объемами, которое позже с такой декоративной насыщенностью выявилось в его проекте оформления театра на пл. Маяковского в Москве.

Результаты конкурса

Проекты свердловского конкурса представляют наиболее крайние решения в поисках нового массового театрального здания на основе тех сугубо отвлеченных заданий, которые к этому времени были господствующими.

Этот конкурс выявил нереальность многих из этих требований, и с этого времени наступил пересмотр программных установок для нового театра: вместимость зрительного зала сокращается и остается в пределах, обусловленных требованиями надлежащей видимости и слышимости. Для размещения зрительных мест наряду с амфитеатром допускаются партер, ярусы и балконы. Универсальность заменяется основным определенным назначением. Пропуск через зал демонстраций, а через сцену даже автомобилей и т. п., уже не является требованием, обязательным для всякого крупного театра. Перенесение действия в зрительный зал сохраняется лишь для театров с определенными установками и требованиями к театральному показу.

Тем не менее, архитектурные предложения того периода в отношении нового театра оставили большой положительный след на всем дальнейшем проектировании театральных зданий. Все советские театры после этого проектировались уже не по типу дореволюционных театров, а с учетом целесообразных требований новой театральной сцены.