Поиск чертежей:
.ya-page_js_yes .ya-site-form_inited_no { display: none; }
КАРТОТЕКА – поиск по критериям

Храм Венеры и Ромы

Храм Венеры и Ромы, план

Местонахождение: Рим (форум), Италия

Годы строительства: 121-140 гг. до н.э.

Источник: Архитектура мира. Материалы конференции: “ЗАПАД-ВОСТОК: АНТИЧНАЯ ТРАДИЦИЯ В АРХИТЕКТУРЕ”, выпуск 3, Москва 1994г.

Максенций перестроил интерьер в 307 году н. э. две апсиды


Храм Венеры и Ромы, разрез

История создание и описание

Храм Венеры и Ромы — наиболее характерное произведение архитектуры времени Адриана. Построен в 121-135 гг. В этом храме, построенном по проекту самого императора, нашел яркое выражение присущий этому времени эклектизм, — в нем сочетались тенденции римского зодчества с элементами, заимствованными из греческой архитектуры.

Храм стоял на большой прямоугольной платформе длиной в 145 м и шириной в 100 м. Пол храма был приподнят над этой платформой посредством характерных для греческой архитектуры ступеней, а не обычного римского подиума. Храм представлял собой периптер коринфского ордера, имевший с фасадной стороны по десять, с продольных по двадцать колонн. Крыша храма была двускатной. Внутреннее помещение имело необычное устройство: поперечная стена разделяла его на две целлы. В глубине каждой целлы находилась большая ниша, в которой помещались статуи богинь: в одной Венеры, в другой Ромы. Перед каждой целлой располагался пронаос. Целла, выходившая к форуму, была посвящена богине города Рима — Роме, другая — богине Венере. Потолки в обоих пронаосах и целлах представляли собой коробовые своды.

Таким образом, римские сводчатые перекрытия внутри храма сочетались с характерной для Греции двускатной кровлей. Исключительно богатая внутренняя отделка храма, карнизное сочетание кривых линий сводов и абсид ниш с греческим ордером резко отличается по стилю от произведений Аполлодора Дамасского, ведущего архитектора предшествующей эпохи, стремившегося к лаконизму и подчиненности декора конструктивной системе.

Император отослал Аполлодору, бывшему тогда в изгнании, проект будущего храма. Архитектор резко раскритиковал задумку,в корне отличающуюся от его творческих принципов, которые он проповедовал всю жизнь. В результате разгневанный император казнил одного из гениальнейших зодчих, которых когда-либо видел мир.

Сооружение занимало всю территорию от базилики Максенция и до долины Колизея .